История моей семьи Наталья Симонова, 9-б класс Мой дед – Симонов Михаил Иванович Мой дед – Симонов Михаил Иванович - родился 21 декабря 1920 года в Юрьянском районе в селе Безводное в крестьянской семье. Семья моего деда была небогатая, но очень дружелюбная, гостеприимная. Отец моего дедушки – Симонов Иван Осипович – занимался строительством домов. Дедушкина мама – Симонова Авдотья Никитична – происхождением из купеческой семьи. Вдвоем с мужем они вырастили четверых детей. Один их них мой дедушка. Брат дедушки – Алексей Иванович – погиб в годы Великой Отечественной войны. Яркой личностью была сестра Зоя. Она была учительницей французского языка, с увлечением работала с детьми, часто ездила за границу. После войны вместе с семьей уехала в г. Павлодар. Вторая сестра Нина была врачом. После войны она с семьей переехала в другой город. Перед войной мой дед учился в художественно-промышленных мастерских г.Вятки, но не доучился. Началась Великая Отечественная война, и Михаил Иванович уходит на фронт. Он всю войну прошел рядовым, был связистом, затем художником при штабе. Награжден медалями. Был тяжело ранен, лежал в госпитале. Окончание войны встретил в Восточной Пруссии. Вернувшись домой, он сначала преподавал черчение в школе, а затем стал работать портретистом при «Службе быта». Как я понимаю, это была артель художников, выполняющая заказы к советским праздникам, создающая для партийных кабинетов портреты вождей. Неужели дед мечтал о таком поприще в искусстве. На фотографии, где он молодой, дед запечатлен артистичным, с умным и самоуверенным взглядом. Ему в ту пору хотелось стать выдающимся живописцем, создавать шедевры. Но все планы изменили война, а затем арест по политически надуманному делу. Дед в последние годы своей жизни много времени проводил со мной, но я была еще настолько мала, что не расспросила его в свое время о многом, а дед не любил рассказывать о прошлом. То, что после войны Михаил Иванович был арестован за критические слова в адрес властей, сказанные в компании знакомых людей, я узнала только при работе над этим исследованием. Два года ему пришлось отбывать ссылку в северном вятском поселке Опарино, что было по тем временам все же не очень строгим наказанием. Сохранились фотографии, где дед находится в окружении местных жителей, ставших ему близкими. Наверняка и они его любили и помогли пережить сложное время ссылки. И хотя отбывать срок деду пришлось недалеко от дома, но о карьере живописца можно было больше не думать. К тому же Михаил Иванович уже был женат, и надо было содержать семью. Эта жизненная драма, я считаю, коснулась не только одного человека. Это трудная судьба всего до и послевоенного поколения. В жизни моего деда Симонова Михаила Ивановича живопись занимала немаловажное место. Он любил проводить все свое свободное время за рисованием, а любимым его жанром был пейзаж. Из всех художников выделял И.Айвазовского и И.Шишкина, картины последнего с удовольствием копировал. Очень часто он с женой ходил по различным картинным выставкам. Зоя Федоровна для деда была не просто женой, а музой, помогающей ему создавать картины. Она была у деда первым критиком, и ее замечания он очень ценил. В семье бережно хранится авторская копия иконы Серафима Саровского, оригинал которой написан дедом сразу после войны, освещен и передан одной из церквей на Украине. Отношение к религии в это время было двойственным. Дед родился в стране, провозгласившей атеизм, но в годы войны церкви вновь открывались по указанию Сталина, и священники проводили в них службы. И я представляю, пройдя через ад войны, чудом уцелев, какие чувства испытывал дед, когда писал эту икону. Со стороны может показаться, что дед был замкнутым человеком: как обычно пейзажист уходит подальше от людской суеты. Но на самом деле дед был веселым и жизнерадостным человеком, любил застолья, игру на гармошке. А моя бабушка, по профессии повар, умела накрыть на стол, угостить на славу друзей семьи. Он страстно увлекался спортом: футболом, коньками. Мой дед был городским человеком, но очень любил природу в любое время года, особенно лес и реку. Он находил темы для своих картин у прудов Диорамы, но больше на даче, в очень живописном месте, вдали от города.
Иногда я вместе с ним рисовала на природе. Он показал, как надо держать кисть, как смешивать краски, время от времени подходил ко мне, уверенными движениями поправлял рисунок. К сожалению, те первые опыты не продолжились после смерти деда, хотя, возможно, я когда-нибудь вновь попробую себя в живописи. Он не признавал абстрактного искусства, и образы на его картинах не деформированы, но и не фотографичны. В них есть некоторая наивность и детскость взгляда на мир. Они добры и создают хорошее настроение у зрителя. В них отсутствует идеологический смысл, они ни к чему не призывают, не критикуют недостатки, в них просто отразилась красота мира. М.И.Симонов с коллегами в художественной артели |