Зерцало учености Валентина Коноплева , 11-а класс Научный руководитель: Бокарев Б.В. Поэтическое эпигонство середины 1920-х годов в Вятке В 1920-е годы сознание нового государственного строитель ства, сознание свободы, которое еще не воспринималось иллюзорным, а представлялось в образе счастья, создаваемого руками рабочих и крестьян привело к бурному развитию литературы и искусства, вначале в центре, а затем и в провинции. Утопические представления о счастливом Грядущем Дне нашли широкое воплощение в поэтических строках. Это было массовое, как океан явление, когда каждый, чувствуя себя причастным к строительству новой жизни, пытался выразить свой восторг, как правило в нелепых, в неграмотных строках, повторяя своих кумиров - столичных поэтов той поры: В.Маяковского, А.Жарова, А.Безыменского, Д.Бедного, Э.Багрицкого, С.Есенина и др. В этом удивительном пролетарском графоманстве скрывались и примитивная варварская культура и торжество высокой идеи, объединяющей людей. Можно отнестись с пренебрежением к этому этапу массовой российской литературы, но можно попытаться найти в ней те ростки, которые впоследствии развились в профессиональной вятской литературе. Читая строки вятских поэтов 1920-х годов, мы получаем возможность представить себе более реально жизнь Вятки, нежели обращаясь к официальным документам той эпохи. Моя исследовательская работа не ставит цель: расставить по значимости творчество молодых поэтов первого десятилетия Советской власти. Задача в том, чтобы объяснить активность самодеятельных вятских поэтов, бурным развитием литературы в российс ких столицах доказать, что местные поэты многим обязаны своим знаменитым собратьям по перу. Во время работы я ознакомилась с трудами Е.Петряева по этой теме, но не опиралась на них, хотя бы по причине необходимости нового взгляда, позволенного в нашу эпоху. В 1922 году из России ушел «философский пароход», который не просто увез в вынужденную эмиграцию виднейших русских философов, богословов, представителей литературы и искусства. Он стал символом, разделяющим культуру России на «старую» и «новую». Большевистская власть, изгнав одних, расстреляв и сослав на Соловки других, официально отказалась от дореволюционной культуры, объявив ее мракобесием и пережитком. Взамен она стала насаждать «как картошку» тех поэтов, живописцев, композиторов, которые активно проводили в своем творчестве идеологический курс новой власти. Настоящим трибуном революции, ее вождем в литературе становится Владимир Маяковский, стихам которого характерны индустриальный ритм, чеканная поступь пролетарских батальонов, классовая нетерпимость к врагам и утопические оптимистические предсказания города-сада. Маяковского знали и любили во всей стране. Исколесив всю Россию, поэт побывал в Вятке, где ему был оказан радушный прием и, растрогавшись, поэт назвал Вятку одним из красивейших городов России. Безусловно, в Вятке молодые поэты робко пытались подражать не только манерам своего кумира, но и в стихах ярко прослежива ется заимствование. Нет, не умею я бряцать по легким струнам, Вздыхать и петь про красоту и даль, И посвящать стихи мечтам и робким думам, И воспевать тоску-печаль. (Всеволод Сварожич) Это стихотворение, на мой взгляд, написано в продолжение темы гибели Есенина, озвученной В.Маяковским: Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. Но Маяковский был не одинок, в стремлении воспеть новую жизнь. Среди его друзей особенно популярны в народе были А.Жаров, А.Безыменский, И.Уткин. Они не имели славы Маяковского, но грелись в ее лучах, в какой-то мере повторяя его, имели свое поэтическое лицо. Я считаю, что среди вятских поэтов также были подражатели плеяды Маяковского. Паровоз ревет не умолкая, Режет эхом тишину ночей, Мне поют колеса, громыхая, О просторе зреющих полей. (М.Лавров) В иной творческой манере работал Демьян Бедный, стиль которого можно определить как псевдонародный. По предложению М.Горького он брал старинные стихи и песни из городского фольклора и, воспевая советскую власть, переделывал их уже на новый идеологический лад, порой сатирический, несколько простовато -грубоватый. Его частушечно-кадрильный стиль пришелся по нраву многим молодым поэтам-селькорам. Пал-Иваныч тихо крякнет: «Первым делом важен план-с». - Раз-другой на счетах брякнет И покажет весь баланс. Демьянковская тема перерождения «забитого» крестьянина в сознательного пролетария была популярна в вятской литерату ре 1920-х годов. Неслучайно в городе была образована литературная организация, получившая в просторечии название «Демьянка». Ее члены устроили торжественную, хлебосольную встречу своему кумиру. И эта встреча, по воспоминаниям преподава теля КГПИ И.М.Сметанина, вызвала недовольство столичного гостя. Он отозвался буквально так: «Это не «Демьянка», а одна пьянка». Однако «всенародная» любовь к стихам Демьяна Бедного легко узнается в перепевах ограниченного перечня сюжетов: трудности перехода крестьянина к новому труду, борьба с религией, с мироедом-кулаком, торжество «воли стальной, рабоче-державной». Эй, мужик, из куч навозных Выходи скорей на свет. На началах жить свободных, Угнетенных теперь нет. (Пантелей Бездольный) Революционные романтические строки Эдуарда Багрицкого легко угадываются в творчестве О.Лесного: И кажутся фронты игрою, Мальчишеством кажется грусть, Ведь бьем мы, бьем Волховстроями Степную бандитскую Русь. Та же монументальность, та же балладная по жанру тема разговора по душам с товарищем-сослуживцем о войне, о неизбежнос ти жертв ради великого дела, пронизаны тоскливым ожиданием чего-то... Союз винтовки и пера, память о походах и битвах в эти годы еще определяют стиль Э.Багрицкого, автора «пошлой антирелигиозной агитки о жертвах скарлатины»: Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадский лед… Родниковая чистота строк Сергея Есенина, его родные и близкие образы, были хорошо знакомы вчерашнему вятскому крестьянину, ставшему в 1920-е годы рабочим, жителем города. Они часто отзывались в незамысловатых стихах молодых поэтов-активистов. Осень ходит за желтыми ригами, Покачнулся корявый тын, Ветер-баловень по полю прыгает И качает ветвями рябин. (О.Лесной) Мною проанализировано лишь несколько поэтических диалогов: В.Маяковский - В.Сварожич, Д.Бедный - П.Бездольный, С.Есенин - О.Лесной и другие. Заимствование, подражание всегда, во все времена имели место, но в 1920-е годы в России они стали иметь особое значение. К стихам столичных поэтов прислушивались в провинции очень внимательно, так как они давали ответ на те процессы, которые проходили в стране. По ним, как говорят, сверяли пульс. В них видели новый утопический мир счастья. Библиография 1. Сборники стихов советских поэтов. Любое издание. 2. Петряев Е. Литературные находки. Волго-Вятское изд., 1966. 3. «Родина Халтурина» // Вятка, 1925,1926 годы. |