Зерцало учености Антон Ельцов, 9-г класс Сравнительный анализ образа дерева в творчестве Андрея Рублева и Поля Сезанна Прославленный русский живописец Андрей Рублев творил в начале XV века. Французский художник Поль Сезанн, представитель постимпрессионизма, писал свои полотна в конце XIX века. Однако эта разница во времени оказывается не столь существенной при сравнительном анализе отдельных моментов их творчества. Лучшим произведением Андрея Рублева, созданным в первой четверти XV столетия, является икона «Троица», сюжет которой непосредственно связан с библейской Книгой бытия, где повествуется о том, как к старцу Аврааму, сидящему перед своим шатром у мамврийского дуба, явились трое прекрасных юношей (три ипостаси Бога - Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух). Авраам и его жена Сарра, оказав им гостеприимство, закололи тельца, испекли свежий хлеб и угощали странников под сенью дуба. За трапезой, во время беседы Аврааму было предсказано, что у него и Сарры вскоре родится сын Исаак. Андрей Рублев, в отличие от других иконописцев, «прочитыва ет» сюжет по-своему, освобождая сцену от подробностей. На иконе изображены три задумчивых ангела, молча сидящих около чаши с головой жертвенного тельца и образующих собой как бы замкнутый круг - символ вечности, света и любви. Это ощущение неподвижного созерцания и триединства усиливается изображением эмблемы среднего ангела - Бога-Сына: за ним художник запечатлел древо, которое означает не только дуб мамврийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Поль Сезанн, напротив, писал свои картины, в основном, с натуры. Художник пытался в своих пейзажах передать пространство природы во всей ее красоте и вечности. Он так же , как и Рублев, стремился воплотить в своих творениях идею единства. Но если древнерусский живописец в «Троице» отразил триединство душ, которые сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью, то Сезанн в своих пейзажных композициях пробовал скомпоновать элементы, составляющие единое целое природы. Картин с изображением деревьев у художника сравнительно много. Это и «Деревья в парке», и «Дорога в Понтауз», и «Большие деревья в Жа де Буффан» и т.д. И так же, как и у Андрея Рублева, созерцание пейзажных этюдов Сезанна заставляет задуматься о каких-то вечных ценностях бытия. Постимпрессионист воспринимает жизнь природы как великое таинство, открывающееся взору человека, и сила, почерпнутая им у природы, запечатлелась на его пейзажах.
Лучшей художественной иллюстрацией идеи вечности и силы природы считается картина французского художника «Берега Марны», на которой в вечном покое и молчаливом согласии застыли и зеленова тая гладь реки, и мост, и деревья. Листва будто спит каменным сном. Вокруг - ни малейшего присутствия человека. Тишина. Несказанность. Попытка мастера кисти остановить время. Сравнивая обе картины, по-моему, можно сказать, что Сезанн в своем творении стремился передать гармонию природы, а на иконе Рублева присуще неизъяснимое чувство гармонии с миром. У Сезанна изображение природы статично (что характерно для творчества художников -постимпрессионистов), главные герои - деревья. Устойчивые объемы формы, цвета и оттенки кроны, замкнутые в текучих границах каждого отдельного пятна, утяжеляют восприятие картины. У Рублева в иконе тоже нет ни действия, ни движения, ни бега времени - вечность как бы непосредственно предстает перед человеком. Но для написания ветви дуба художник пользуется нежной зеленью, которая в сочетании с другими цветами иконы (багрянцем, золотом, сияющей лазурью) несет в себе жизнеутверждающее начало, а само дерево согласно идеям христианства воспринимается как символ воскресения. Таким образом, несмотря на то, что в образе дерева у обоих великих живописцев присутствует мотив вечности, однако, на мой взгляд, вечность у Рублева - это торжество нравственности, обретение душевного спокойствия и единения каждого с миром Троицы, а вечность, запечатленная в изображении деревьев у Сезанна, - это прежде всего величие и сила природы, в которой художник искал успокоения, не найдя гармонии в современном ему обществе. |