К литературному Олимпу
Алексей Кошкин
Кривой…
(О знаке вопроса)
Пьеса в единственном акте, уникальном действии, без антракта,
но с занавесом.
Действующие лица:
Русский народ, как автор пословиц и поговорок.
Шут: архетип культуры
Пес: архетип физиологического восторга над бытием И.П.Павлова
и по совместительству культовый атрибут зороастризма.
Толпа физиологов во главе с И.П.Павловым .
Толпа зороастрийцев во главе с Ф.Ницше.
(Толпы стоят на заднем плане - у всех на лицах… кривой знак
вопроса)
Карл Маркс и Фридрих Энгельс : говорят об авторе
Бертран Рассел: о gnosis'e.
Растение хрена и Фиговое дерево - объекты псевдодруидической
персонификации агностицизма.
Нецензурщина : употребляться не будет, зато о ней скажет,
а может быть и промолчит Зигмунд Фрейд.
Фома Опискин : восторгается.
В.Соловьев и иже с ним: думают о Всеединстве.
Нормальный читатель : недоуменно хохочет.
Автор: засыпает.
Акт I
Действие I
Явление первое
(Все)
Автор (дома; произносит эпиграфическим тоном… Эпиграфичес
кий тон предполагает наличие рафинированного пафоса): У нас говорят: Бог
его знает, когда касаются нравственного агностицизма (непонимания, или
недопонимания сути душевного либо духовного явления)… Говорят: Бог его
знает - применительно к вещам суетным, но не безнравственным… Если же
знание приписывается черту - без психологического сарказма здесь не обошлось.
Фразы эти одни из самых стабиль ных и устойчивых идиом Русского языка…
Шут (с едва скрываемым чувством собственной значимости ):
Уникален случай, когда считают, что культура ( в ее падшести и шутовстве)
способна на что-то… В самом деле, ну что я - грешный могу знать, однако
же…
Автор (читает главу из книги «Общая биология 9/10»): «Промежу
точные формы еще не обладают жизнеспособностью более прогрессивных и не
избавляются до конца от примитивных признаков предков… поэтому они обречены
на вымирание».
Шут: Промежуточное между обыденностью плюгавенького атеизма
и живым богообщением: а посему вынужден решать теоремы агностицизма для
эстетики слез по поводу неприятия смерти и хохота по поводу комизма несоответствий.
Шут (в бешенстве ): Спасибо
Товарищу
Автору
За лучшее
Место
Под Солнцем.
Пес (лежит возле с видом, выраженно подчеркивающим единствен
ную мысль: говорящее животное в художественном произведении - это тривиально!
): Когда говорят, что я что-то там за них знаю - они или зороастрийцы,
воспринимающие меня как архетип культовости (a ergo и своих духовных основ)
или они - физиологи, лелеющие мысль о том, что я - механизм и, познав
меня, как комплекс гаек и шурупов, смогут разобраться в себе и управлять
собой… (последнее слово преобразуется в инсталлированный тоскливый вой).
Автор (на языке повисает фраза: «Не люблю собак»; одновременно
с повисанием, чтобы не было совсем скучно вспоминается детство ): Тогда
все было проще, вот он я, - вот оно - общество: в этом и статика и динамика;
все, что кроме - иррациона лизм.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс (как звуки из детства на фоне
отбойных молотков, потрясая бородами ): Socium… Socium…
Автор (в такт памяти давно минувших дней): Susman… Susman;
ой-тьфу!
Фиг и Хрен (в отличие от Пса, чрезвычайно довольные возможнос
тью высказать все, что наболело за долгие годы суетного упоминания в летописях
обыденной речи): Мы - всего лишь пища, а с другой стороны - прикрытие
безобразий и нейтраль но-растительная ярость: к нам аппелируют по вегетативным
нуждам, но мы ребята смирные, - бунтовать не станем. С нас станется и
того, что растительный мир, в метафизике обыденности, есть последний форпост,
к которому прибегают за разрешением непонимания… Ведь никто не говорит,
что камень его знает, или песчинка его знает… Люди дают гнозису свойства
живого!
В.Соловьев : А как же мир минеральный; а как же Всеединство
в вопросах gnosis'a? (Плачет, но плачет, размышляя ).
Бертран Рассел (цитируя Автора):
…В нуле увидите вы бровь,
А в единице -
Нос, быть может…
Все знание зиждется на Бытии и небытии; 0 и 1 - символы
современной гносеологии. Остальная головная боль человече ства - безнадежный
анахронизм. (Умолкает с видом расхристанного выпускника Holy Trinity Colledge).
Нецензурщине и Фрейду так и не удалось прорваться на сцену,
несмотря на нечеловеческие усилия в достижении оного.
Автор (счастлив по данному поводу).
Фома Опискин (из «Степанчикова »): Великолепные «Вопли Видоплясова»
я здесь прослушал… Charmant, Charmant… (Уходит прочь, перед этим выпив
рюмку водки).
Нормальный читатель : Ха, ха (без ремарок ).
Автор (наконец засыпает с кривым вопросом в, пока еще, кривых
извилинах и с «Зеленым кашлем» в проекте ).
Занавес
Из творчества пациентов Изи Шульцмана
Молодость
(За ужином)
(Мечтательное)
Что значит обед
В полторы сардельки
И ужин в четыре стены…
За дверью сосед,
Начитанный в стельку -
Патлатая соль земли.
И было бы скучно,
Невыносимо,
Бездарно роптать
На мир:
Обед не съедобен,
Соседство незримо,
А глупость -
Плохой кумир…
За старым окном -
Громыхание вьюги, -
Трезвон среди бела дня:
И пир горою,
И сосед с душою,
Да только уж нет меня…
Снова «Времена года»
В чем же лирика весны
И трагичность осени?
Знают ветреные сны,
Что к безумцам посланы…
А зачем зима идет,
Как невеста, - в белом, -
Знает каждый идиот -
То не наше дело…
Лето - время без чудес,
Полное консервов:
Не ходите нынче в лес,
Не лечимши нервов!
Карантин и паутина
(Размышлятельное)
Карантин - подарок судьбы,
А точнее, богов в белом -
Тех, что вечно заняты делом, -
За здравие наше неусыпной борьбы.
Паутина - продукт паучьего голода;
И смысл ее в том,
Чтоб кормить паучат,
И хоть те все время молчат, -
Пища им - дороже всякого золота.
Как две безысходности друг другу неведомы,
И чужды сближения -
Живут карантин и паутина во взаимоотчуждении.
Только я - точно муха обеденная -
В паутине больничной,
На карантине вечности.
Засыпаю…
Сам…
А не меня засыпают…
Но это только пока…
* * *
(Любовное)
С больной головой
Примеряю весенние узы,
Приветствую полночь,
Спешащую к нам с потолка;
И радостно мне, -
Что остался тобою не узнан,
Да вновь сохранил
Драгоценное мне
Амплуа дурака.
А там на дворе -
Бескорыстное летнее утро, -
Безумный, как я,
Пережиток прекрасной весны…
И те золотые, как солнце,
Весенние путы,
Наверное, всем
В этом мире безумства нужны.
Но ты не узнаешь меня
Ни весною, ни летом,
Ни мертвенной осенью
И, уж тем паче, зимой…
Чрез сотни страниц
Я не буду спешить за ответом:
Я все уже понял
Своею больной головой…
Провинциальная весна
Безмолвны твои рыданья,
И поступь твоя не слышна, -
Неясно лишь то оправданье,
Что миру довлеет весна;
Что в этом истоптанном звуке?
Пиитам болезнь головы?
Да в вашей провинции скуки -
Лишь повод для праздной молвы.
Мечты о потопе вселенском,
Несущем все страсти прочь…
Стихия мещанского всплеска -
Затихшая вятская ночь.
Подражательство
Сонет
(Оптимистическое)
Как просто мне понять,
Зачем я есмь;
Зачем рожден и в муках,
И в безверьи;
Как глупо знать
Поруганную честь
И боль любви,
И сладость лицемерья …
Как нужен миру
Новых форм каскад
И пламенного слова
Безмятежность,
Но в этом мире
Я себе не рад, -
Мне все одно,
Что тление,
Что свежесть…
И боль моя, и пламя, и любовь
За мной уйдут в неведения новь.
* * *
У нашей весны
Черный наряд,
Тоскливый и безысходный,
Как траур по
Умершей ночи…
У наших деревьев,
Должно быть, нет
Пьянящих корней.
Дурманом страстной любви,
По осени плачут
Мечтательным золотом
Черные ныне стволы
От слез по высохшей
Ночи…
И птицы чужие, наверное,
Несут восхищенность в умы,
Утешая вдовицу-весну,
Робкой просьбой:
Нет смысла рыдать
Хотя о чистой,
Но в Вечность ушедшей
Невесте-Зиме…
Вот так и живем,
Не зная преград
Минутам,
Дням,
Временам бесцельного года…
Объяснительная записка…
Во сне пил
Шампанское,
Громко смеялся;
Потому как
Корова
Черно-пестрой породы
Несвоевременно
Лезла на стол…
А нынче - порядок:
Ни снов
И ни денег…
Какая корова?
Ах, та…
Да, что вы, товарищ, -
Ведь утро ныне,
Пришедшее вместе с весной
В ваши тусклые думы
С шампанским
Вином
И улыбкой француженки
Томной, по-своему
Милой.
Но грустной
И Вами уже
Не любимой;
Как сон про корову -
Символ ушедшего
Счастья,
Слетевшего вмиг со стола…
А утро
Не может быть
Добрым!
(Оно не живое).
Апокриф «Декабрьского эгоизма»
(Похожий случай)
Я не безумствую,
А только притворяюсь,
Что нужен мне
Желтеющий фасад…
Над громкой жизнью
Тихо насмехаюсь
Иль из окна
Любуюсь я на сад.
Я знаю много правды
Про влюбленность
В ночные сумерки
И скоротечный дождь…
Вы правы, доктор,
Ныне я - никчемность:
Не царь, не Магомет
И не индейский вождь…
Я - тихий сумрак
Громкого сознанья, -
Смешон в рыданье,
В хохоте грущу.
Да что я все…
Скажу без мудрований:
Иной я жизни
Просто не хочу!
|