Литературная Вятка Ирина Черных, выпускница школы № 28, учащаяся ПУ № 26 «Мне говорят, что я сильнее многих…» "Люди со звездной судьбой", - так говорят о тех, кто, благодаря талантам, энергии, везению добивается широкой известности, делает открытия, стремительно продвигается по служебной лестнице. Подвиг героини моей творческой работы, уроженки поселка Оричи Кировской области Л.В.Ишутиновой, заключается в том, что она, преодолевая физические страдания от неизлечимой болезни, смогла стать организатором нужных и интересных начинаний, помогла многим людям поверить в себя и, помимо всего, писала нежные светлые стихи, которые были опубликованы в столичных изданиях. Поводом для написания работы послужил тот факт, что о Л.В.Ишутиновой по каким-то причинам нет сведений ни во втором томе ЭЗВ (Энциклопедии земли Вятской), посвященном литератур ной жизни края, ни в шестом томе "Знатные земляки". Цель данной работы _ на основе публикаций, воспоминаний друзей и родных, архивных документов _ восстановить одну из самых трогательных страниц современного литературного Кирова. Чтобы понять, каким образом человек с ограниченными возможностями заставлял бурлить вокруг себя жизнь, необходимо было:
В 1950 году в обычной семье служащих поселка Оричи Кировской области родилась девочка, которой дали имя Людмила _ людям, значит, милая. Радость родителей - ребенок рос удивительно улыбчивым и живым _ скоро омрачилось тревогой: дочка, только научившись крепко стоять на ногах, все чаще стала спотыкаться и падать. Когда Людмиле исполнилось 12 лет, светила столичной медицины признали у нее болезнь миопатию (атрофию мышц) и предрекли ей жизни всего 18 лет. По утверждению мамы Люды, приговор врачей она услышала еще в больнице, но никогда о нем не вспоминала ("Кировская правда", 1997, 29 ноября). В четвертом классе Люда Ишутинова отважилась показать свои первые поэтические опыты учительнице , а через пять лет ее стихи прозвучали по всесоюзному радио в передаче "Ровесник" . Примерно тогда же со стихами Людмилы, а потом и лично с ней знакомятся известные кировские писатели: поэт О.М.Любовиков, детский писатель Л.В.Дьяконов и журналистка Т.К.Николаева. Несмотря на то, что болезнь уже начала оставлять следы на внешности девочки, она, нисколько не смущаясь, легко и свободно повела разговор. Мама Людмилы, Нина Александровна, не раз вспоминала при встречах, что в деревне к инвалидам относились всегда предвзято, и в начальной школе, например, учительница явно занижала оценки Люде: разве может ребенок, который пишет, поддерживая ручку щекой, учиться на "отлично"?! Людмила в конце концов сломала сложившийся стереотип. Т.К. Николаева как-то призналась нам: "Когда в первые я услышала о девочке инвалиде, которую все любят, то подумала, что в основе этой любви _ жалость и сочувствие. Но это оказалось не так". Ребята в классе спорили, кому из них сидеть вместе с Людой за партой, кому везти ее в коляске домой. Люда обладала с детства необыкновенной чуткостью, а природное остроумие, веселость и доброта заставляли забывать о ее физическом недостатке. Это происходило еще и потому, что сама Люда свою болезнь как бы не замечала. Мне шепнула осень о печали, Я не верю мутному дождю. Верю я в безоблачные дали, Верю и нисколько не грущу В 1972 году в областной газете "Кировская правда" суровый и скупой на похвалы поэт _ фронтовик О.М. Любовиков напечатает подборку стихов Л.В. Ишутиновой с собственным предисловием: "Мне по душе стойкий жизненный оптимизм, чистая вера в людскую доброту, любовь к родному краю". После школы Людмила не собиралась жить на иждивении родителей. Она заканчивает заочные курсы иностранных языков и подает документы в КГПИ им. В.И. Ленина. Несмотря на то, что "солидный, застегнутый на все пуговицы мужчина" сказал, что таких студенток, которых на такси привозят, а потом несут на руках, не бывает, - Людмила смогла убедить институтское начальство сделать для нее исключение. (Панорама. _1990.- №8). В учебе Л. Ишутинова ни в чем не уступала здоровым студент кам. Более того, дома, в Оричах она задумала ежемесячно готовить для газеты страничку, которая бы рассказывала о школьной жизни в районе. Она работала дома, обзванивала школы, давала задания. У нее было много друзей, которые ей во всем помогали. Позднее Люда выступила инициатором создания литературной странички "Рябинушка", которая знакомила оричан с начинающими прозаиками и поэтами. Это было счастливое, радостное, полное надежд время, и родному поселку потом Людмила Валентиновна посвятит много благодар ных стихов. Именно в те годы судьба подарила Людмиле встречу, которая помогла испытать глубокое чувство любви, любви взаимной. На глазах у всех, и нисколько не смущаясь любопытных взглядов обывателей, красивый, высокий молодой человек бережно и нежно носил по улицам поселка беспомощную болезненную девушку, допоздна засиживался у нее в гостях. Сирень купалась в синеве ночной, Свеча на подоконнике горела, Ты был со мной, ты просто был со мной, И я о грустном думать не хотела. В 1976 году ответственный секретарь Кировской писательс кой организации О.М. Любовиков помогает семье Ишутиновых переехать в областной центр. Круг знакомых Людмилы значительно расширяется. В это время клуб молодых поэтов в городе "Молодость" возглавляет Т.К. Николаева, которая по приезде Люды в Киров, становит ся одним их самых ее близких друзей. Людмила Валентиновна сразу же включается в работу клуба, участвует во всех семинарах молодых поэтов, некоторые заседания клуба проходят у нее дома. Ее обаяние вновь притягивает к ней людей, и квартира Ишутиновых всегда полна гостями. Забиваю боль, как гвозди, чтобы шляпки не торчали, чтоб собравшиеся гости ничего не замечали. А заметят, что такого, это просто к непогоде, от нее, от непутевой, все болезни наши вроде. Все, конечно, согласятся, что охотно верят в это. Будем песни петь, смеяться мы до самого рассвета… Людмила всегда была преданным любителем театра, и оказалось, что "добрый волшебник", главный режиссер театра кукол В.А. Афанасьев, жил совсем рядом. С первой встречи, несмотря на разницу в возрасте, они стали друзьями. "Очень скоро, - вспоминает Афанасьев, - мы перешли на "ты". Говорилось легко и на разные темы: о стихах, театре, книгах… но только не о болезнях. Я не замечал ее болезни. Люда была очень женственной: хорошо одевалась, носила красивые вещи, следила за внешностью…". Именно В.А. Афанасьев возил Люду на все театральные премьеры. Он вносил ее в зрительный зал на руках, как правило, задолго до начала спектакля. По его словам, все актеры считали Людмилу другом театра и обязательно приходили с ней поздороваться и поговорить. В 1988 году Л.В. Ишутинова становится одним из самых деятельных организаторов общества инвалидов Ленинского района. Дело это еще только-только начиналось, и организаторскому таланту Людмилы Валентиновны было, где развернуться. В правление общества вошли совершенно здоровые родствен ники детей _ инвалидов. Пока днем они были на работе, Люда обзвани вала множество организаций. Добивалась материальной помощи, бесплатных билетов в театр, в цирк, просила автобусы для перевозки детей, курсантов, которые смогли бы спустить и поднять коляски с неходячи ми инвалидами. Это она добилась, чтобы детей с рождения запертых в четырех стенах городских квартир, вывозили на природу. Она организо вала серию радио и телепередач о детях-инвалидах, которым нужна была помощь добрых чутких людей. Общество инвалидов заявило о себе и в дни подготовки к выборам весной 1990 года, выдвинув своих депутатов в кандидаты на разные уровни власти. Людмила Валентиновна Ишутинова оставалась председателем Общества инвалидов до самых последних дней. За шесть лет работы она сумела объединить и удачно вписать в литературную жизнь города творчество пишущих стихи инвалидов. Два раза в неделю они совместно с литературным клубом "Молодость" знакомились с новыми произведениями кировских авторов, читали и обсуждали рукописи. Обществу было по силам даже издать два сборника "Находка" и "Панорама" с произведениями инвалидов. А председатель общества Л.В.Ишутинова стала первой в области, если не в России, поэтессой-инвалидом, добившейся серьезного признания. Картотека краеведческого отдела им.А.Герцена позволила нам выявить 24 периодических издания, в которых были напечатаны произведения Л.В.Ишути новой. По мнению писателей, хорошо знавших Людмилу, как поэт она развивалась стремительно, как губка впитывая все, что давали ей книги, встречи и друзья. Попробуем разобраться, в чем заключается особенность поэтического голоса Людмилы Валентиновны по последнему, уже посмертному, но составленному еще самим поэтом, сборнику стихов "Оричанка". Все поэтические произведения, вошедшие в сборник, помещены в пять разделов. Первый раздел носит название "Вот и станция _ Оричи". Автор вглядывается в детство с высоты уже зрелого возраста. Поэтому во всех стихах раздела звучит тихая грусть по безвозвратно ушедшему счастливому времени. Вот если б проснуться светло и беспечно, как будто и взрослой еще не была, чтоб бабушка снова возилась у печки, и мама засоней меня назвала. Поэт очень умело создает образ детства. Она знакомит читателя с бытовыми деталями жизни провинциального городка. С его привычными запахами и звуками. Ей важно вспомнить свои привязанности, ощущения маленькой девочки. Когда она, переполненная радостью, летит на велосипеде и когда впервые пытается понять, что такое смерть. Как в детстве верится, что все бессмертны мы, что смерть далека, не у нас ютится, но только как-то среди праздника зимы принес сосед подстреленную птицу… Все стихотворения первого раздела, как в прочем и всего сборника, очень небольшие по объему. Они просты и понятны. Мне кажутся очень удачными такие поэтические строки: "Это лето вдруг закуролесило, Нашептало сказку о весне" "Сирень купалась в синеве ночной…" "И брошенный белый фартук на стуле подбитой птицей" "На коне-велосипеде к солнцу девочка летит" "Я витала где-то в облаках и в ладони звезды собирала" По моему мнению, этот раздел выстроен очень удачно. Каждое стихотворение здесь _ законченное произведение, и вместе с тем оно является важным штрихом для создания единого образа и раскрытия единой темы. Четыре последних раздела знакомят читателя с духовным миром человека уже состоявшегося, зрелого в своих мыслях и чувствах. Смысловые границы разделов размыты, и в каждом вы найдете стихотворение, относящиеся к четырем главным темам: теме природы, любви, дружбы и судьбы. Может быть, задумка автора состояла в том, чтобы не разбить стихи по темам, а только обозначить их. В таком случае, теме дружбы соответствует название раздела "И тогда приходят друзья", теме природы _ "Венчание весны и рассвета", теме судьбы _ "Я _ поклонница солнца", теме любви - "Среди дождя мой дом". Так хочется порою опереться на крепкое, надежное плечо, чтобы ровнее стало биться сердце, чтоб хоть на миг не думать ни о чем. И, позабыв, что быть всесильной надо, стать слабой, беззащитной и смешной и не пугаться ласкового взгляда, и речи твоей путанно-хмельной. Но не дано . Опять смеюсь сквозь слезы, смеюсь и над собой и над судьбой, меняя ветку мартовской мимозы на розу из бумаги голубой. Так получилось, что тема любви оказалась неразрывно связана с темой судьбы. А поскольку, оптимизм, поражавший в Людмиле Ишутиновой многих, не мог допустить засилья в стихах нытья и грусти, то здоровой, надежной и реальной почвой для светлых мажорных стихов стала тема дружбы и ощущение гордой победы над собствен ной немощью. Мне говорят, что я сильнее многих, живу не плача, плакать мне нельзя. Вот вы и так уж отвели глаза, вздыхаете украдкой: "Если б ноги…" И потому_то я сильнее многих. Сильнее вас, чтоб слез не замечать и вздохов сожаленья и участья. И это тоже маленькое счастье _ уметь от сильной боли не кричать. Чтобы объективно оценить поэтический дар Людмилы Ишутиновой, наверное, следует остановиться на теме, наименее отразив шей необычную судьбу. Это тема природы. Названия этих стихотворений вряд ли можно назвать оригиналь ными: "Весенний экспромт", "Конец зимы", "Раннее утро", "Ожидание снега" и др. Весенний экспромт Одноэтажный городок, цветут сирени. На сердце мятный холодок от их цветенья. Уже изнежена листва дыханьем лета, но все ж последние слова весны не спеты. И над землей витает дух Весны прошедшей, А чей-то огненный петух, как сумасшедший, оповестил, с утра кричал, что нынче лето. А, может, просто сгоряча пропел он это? Первые четыре строчки _ весенний городской пейзаж. Сиреневый цвет- это цвет холодный. Мята вызывает ощущение прохлады. Эти ассоциации позволяют создать удачный поэтический образ: "На сердце мятный холодок от их / сирени / цветения….". Листва ранней весной ярко-зеленая, нежная, отсюда еще один образ _ "уже изнежена листва дыханьем лета". Второе четверостишие имеет противопоставление: признаки лета есть, но весна еще может принести сюрпризы. В следующем четверос тишье противоречие перевертывается с ног на голову: весна еще чувствуется во всем, а петух трезвонит о лете. Две последние строчки придают стихотворению веселый, насмешливый характер, который усиливается вопросительной интонацией последней строчки. Легкость стиха, образный язык, неожиданная концовка позволяют назвать это стихотворение очень удачным. В разделе "Я поклонница солнца" пять стихотворений, посвященных теме природы. Три из них _ об осени. Одно из самых лучших стихотворений сборника "Это лето уйдет в никуда". Это лето уйдет в никуда, листопад заметёт следы, упадет на прощанье звезда, станет каплей холодной воды. А вода _ слезой по окну, то ли дождь, то ли грусть моя, я уже никогда не верну это лето, где ты и я. Жили _ были. И старый дом, и веранду в кудрявом плюще, а сейчас за моим окном только осень в мокром плаще. Автор ассоциирует юность с летом, где "ты и я", где "жили _ были", где "старый дом и веранда в кудрявом плюще". И лето невозможно представить без тепла, солнца и радости. Другое дело _ осень. Свое настроение грусти и одиночества автор передает через детали осеннего пейзажа. Это маленькое стихотворение удивительно емко по смыслу. Каждая строка создает выразительный, точный образ, отражает сложность переживаемых поэтом чувств. Например, строчка "это лето уйдет в никуда" передает чувства обреченности. Образ звезды, превращен ный в каплю холодной воды, которая слезой течет по окну _ это целая история любви. Поэт использует обычный сказочный зачин "жили _ были", и мы сразу понимаем, как хорошо, как счастливо было в том недавнем, но навсегда ушедшем детстве _ юности. В рецензии на книгу Л.В. Ишутиновой "Рябиновая улица" член Союза писателей М.П. Чебышева упрекнула поэта в том, что она часто перепевает в своих стихах одну и ту же тему. И действительно в разделе "И когда приходят друзья" на одном развороте книги три стихотворе ния, которые объединяет объект поэтического описания _ переход природы от лета к осени. И один образ _ расставание, разлука. Различие этих стихотворений только в оттенке чувств. Я думаю, поэта вряд ли можно упрекнуть в однообразии, здесь скорее нужно говорить об умении передать множество граней одного и того же состояния человеческой души. Таким образом, внешней приметой стихов Л.В. Ишутиновой можно считать их краткость. Автор избегает сложных образов, выразительность достигается умением сказать о многом точными, емкими словами _ символами. Нежность, трогательность и вместе с тем просветленность поэтического наследия Л.В. Ишутиновой не может не привлекать к себе внимание читателя, а необычная судьба оставить равнодушным к одаренной, сильной, деятельной личности поэта. Каждый год в день рождения Людмилы Валентиновны в ее доме собираются бывшие члены правления Общества инвалидов. В Оричах, по просьбе самих жителей поселка, городская районная библиотека с 1999 года носит имя Л.В.Ишутиновой, а среди оричевских школ проходит конкурс чтецов на лучшее исполнение стихов поэтессы. Я рада, что и мне посчастливилось расширить круг людей, знающих и жизнь и стихи Л.В.Ишутиновой: в течение этого года я несколько раз выступала с рассказом о поэте в своем училище, а также на городских и областных краеведческих конференциях, написала статью в областную газету к дню рождения Людмилы Валентиновны. Собранные же мной экспонаты позволят сотрудникам Областного краеведчес кого музея позволят использовать их для выставок, посвященных литературной жизни современного Кирова. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
|