Литературная Вятка Мария Лыпка, ученица 10-а класса Культурологическая концепция Льва Троцкого и ее отражение в творчестве поэтов Вятки середины 1920-х годов
…Там в этом доме владельца заводского – Вечно шум, вечно смех, вечно радостный гам, Это клуб имени Троцкого. (К.Алтайский) Главным идеологом в Советской России по культуре был Лев Троцкий. Именно ему, а не Ленину, Бухарину или Луначарскому, принадлежит главный труд, в котором заложены основы большевистской программы в области литературы и искусства. Имя Троцкого вскоре было забыто, точнее, запрещено для упоминания повсюду, а сам идеолог, лишенный всех должностей в борьбе со Сталиным за власть, был первоначально отправлен в ссылку, а затем вообще выдворен из СССР. Однако идеи Троцкого не пропали. Ими руководствовались долгое время в Советской России, и уж тем более в 1920-е годы. Вот их основные положения: - классовое преобладает над общечеловеческим; - социальная польза произведения важнее его художественных достоинств; - необходимость повседневного партийного вмешательства в художественный процесс; - "деревни – питомники национального тупоумия", поэтому нынешняя деревня вся в прошлом; - техника – могучая вдохновительница художественного творчества; - "город-сад" знаменует собой будущее; - определено место интеллигенции как "прослойки" между пролетарием и крестьянином; - человеческий род должен поступить в радикальную переработку и стать объектом искусственного отбора и психофизической тренировки; должен сформироваться "высокий общественно-биологический тип… сверхчеловека".
Целью моего исследования становится документальное подтверждение на примере творчества вятских поэтов проникновения и утверждения троцкистской идеологии в сознание мастеров искусства и функционального назначения стихотворчества как "рупора" большевистской пропаганды, инструмента обработки пролетарских масс. Мы поставили задачу найти строки вятских поэтов 1925-26 годов (обращаясь только к массовому журналу "Родина Халтурина"), которые "озвучивают" основные положения утопической теории Троцкого. Стихи вятских поэтов этого времени до боли примитивны, какой-то "юрский период" в литературе. Стихи писали, в подавляющем большинстве, совершенно неграмотные люди, вчерашние крестьяне, а ныне - зомби с промытыми мозгами, для которых образцом стали строки стихов столичных "больших поэтов", призывающих к штыку приравнять перо. Рабкор, селькор, юнкор! Учитесь писать. Работай над темой. Иди на смену общественным работникам и работникам слова. Слово и знание такое же оружие победы, как винтовка в руках красноармейца.
Лев Троцкий писал: "Наша революция – это крестьянин, ставший пролетарием, на крестьянина опирающийся и намечающий путь… Исторический смысл и нравственное величие пролетарской революции в том, что она залагает основы внеклассовой, первой подлинно человеческой культуры. Наша политика в искусстве переходного периода может и должна быть направлена на то, чтобы облегчить разным художественным группировкам и течениям, ставшим на почву революции, подлинное усвоение ее исторического смысла и, ставя над всеми ими категорический критерий: за революцию или против революции – предоставлять им в области художественного самоопределения полную свободу". (Л.Троцкий. Литература и революция, М., Политиздат, 1991, с. 24).
И этот колкий, хрупкий иней, И горностаевый сугроб, И этот вечер синий, синий, И эти змейки лыжных троп… (К.Алтайский "Лыжный пробег")
На этом поэзия заканчивается, она вся сосредоточена в четырех строчках. Остальное – поэтическое оформление тезисов Л.Троцкого. Поэт выполняет партийный заказ, и его произведение не может рассматриваться с точки зрения художественных достоинств, а лишь с точки зрения общественной пользы. В стихах этого периода обязательно упоминается "Совпартшкола", "Комсомольская сторонка", "Ленинская жизнь" как самые главные ценности народа в жизни настоящей и будущей:
Ведь не меня колючий холод Огнем морозным будет жечь, Ведь позади – там Совпартшкола, Ребята, книги, спор и печь.
Художественная ценность этих строк, безусловно, невысока. Идеология торжествует над чувствами. Еще интереснее в этом смысле стихи Сергея Дорожного "Тот вечер" (Вятка, январь 1926 г.), где скорбь по вождю приобретает космическое значение:
На небе слезы звезд горели, И месяц стыл, вот как сейчас. И веры не было, что мы осиротели, Что Ленинская жизнь оборвалась.
Далее он говорит о задачах текущего и завтрашнего дня:
Сегодня жизнь вкусна и звонка, А завтра жизнь еще звончей, Эх, комсомольская сторонка, Расти Советских силачей!
Лев Троцкий писал: "Социалистический человек хочет и будет командовать природой… через машину. Он укажет, где быть горам, а где расступиться, изменит направление рек и создаст правила для океанов. Он перестроит землю по своему вкусу". Это уже шизофрения, возведенная в ранг официальной политики Советского государства. Желтая пролетарская пресса на все голоса повторяла слова Троцкого и его соратников по партии. Смотрим поэтические страницы газеты "Родина Халтурина" за 1926 год, просто выхватываем из текста стихов поэтов, начинающих поэтов и селькоров четверостишия:
Посмотрите – как пышно зацвел наш союз, - Крупных рас и малюсеньких наций, А деревня – молодка, вся в нитках бус Наших юных электрификаций" (А.Алтайский)
Но теперь цепы уж не нужны, И в углу цепы уж отдыхают; Вместо них машины нам даны, - На полях машины громыхают.
Молотилка на гумне визжит, Словно где-то режут поросенка, - И жует она колосья ржи И зубами щелкает так звонко". (С.Большаков)
От зари до зари поют песни ремни, Хохочут стальные машины. (Карпов)
В этих стихах мы находим подтверждение тезиса "техника – могучая вдохновительница художественного творчества". Искусство должно иметь характер энергичной, свежей бодрости, а произведения, проникнутые пессимизмом, следовало изгнать "как несоответствующие пролетарской психологии". "Нам нужна литература бодрых людей", - вторил Троцкому Николай Бухарин, - автор "Злых заметок", в которых собирался дать "хорошенький залп по есенинщине". Эту тенденцию можно проследить в стихах вятских поэтов. Примечательно, в этом отношении, стихотворение Всеволода Сварожича, написанное в 1926 году:
Нет, не умею я бряцать по легким струнам, Вздыхать и петь про красоту и даль, И посвящать стихи мечтам и робким думам, И воспевать тоску-печаль.
Явно, что эти строки направлены в осуждение "попутчика революции", "мужиковствующего" поэта С.Есенина. Затем в своем стихотворении Сварожич озвучивает тезис Троцкого: "У каждого класса есть своя, меняющаяся во времени политика в искусстве, то есть своя система предъявления искусству требований… Пролетариату нужно в искусстве выражение для того нового душевного склада, который в нем самом только-только формируется и который искусство должно помочь оформить" (Л.Троцкий. Литература и революция, М., Политиздат, 1991, с.360)
Ну как я буду петь о черных "очи-ночи", Мне рифмы звучной опыт не знаком, Когда я с ранних лет с утра до полуночи, Работаю за верстаком? Пролетариату не нужна эстетика слова "рифмы звучной" и возвышенные чувства:
Мне и слова мудреные не в пору И некогда мне рифмы подбирать, Вся жизнь моя – взбираться выше, в гору, Бороться до конца и побеждать.
В этом четверостишии – зарифмованная мысль Троцкого: "Пафос революции и поэзия ее в том, что новый революционный класс подчиняет себе все эти средства борьбы и, во имя новых целей ведет борьбу со старым миром, падает, поднимается – до тех пор, пока не победит" (Там же, с. 84) Новую жизнь должен строить новый человеческий материал. Советскому обществу не нужен индивидуалист, обществу не интересен каждый отдельный человек как личность. Идея создания человека-винтика в огромной государственной машине – одна из ведущих тем в искусстве, и Троцкий часто говорит в своих работах об этом: "Рационализировав, то есть пропитав сознанием и подчинив замыслу свой хозяйственный строй, человек камня на камне не оставит на нынешнем костном, насквозь прогнившем домашнем своем быту… Заботы питания и воспитания… станут предметом общественной инициативы неистощимого коллективного творчества…". (Там же с. 195). Отвергаются старые семейные устои, которые формировались столетиями, отвергается семья как среда воспитания человека, родственные отношения, обязанности родителей перед детьми, детей перед родителями. Воспитание ребенка – "предмет коллективного творчества". Эта идея апробирована в детских домах, интернатах. Идеи воспитания нового человека отражены в стихотворении С.Большакова "Бюстик Ильича":
Букварик Тимка день и ночь грызет, Смышлен парнишка Емельяна, Далеко по ученью он пойдет, - Сказала Алексеевна Татьяна.
Учителька она, ну, значит, так; Мальчишка сильно любит книжку… Куплю на рынке уж за четвертак Гармоньку звонкую сынишке…
Но больше всего меня умиляют последние строчки стиха Большакова:
Подумав перед тем немножко, Вихрастый Тимка буркнул сгоряча: "Нет, вместо новенькой гармошки, Купи мне, батя, бюстик Ильича! Тимка – уже человеческий материал, результат общественного воспитания, коллективного творчества, образец социально-воспитательного опыта советской школы. Троцкий писал: "Человеческий род, застывший homo sapiens, снова поступит в радикальную переработку и станет… объектом сложнейших методов искусственного отбора и психофизической тренировки. Человек поставит себе целью овладеть собственными чувствами, поднять инстинкты на вершину сознательности, сделать их прозрачными… и тем самым поднять себя на новую ступень – создать более высокий общественно-биологический тип, если угодно сверхчеловека" (Там же, с. 196-197). И, как мы смогли убедиться, поэты взяли на вооружение директиву вождя. Большое количество стихов вятских поэтов обращено к деревенской тематике. Это объясняется тем, что в нашем крае преобладало сельское население, а жители городов были в недалеком прошлом деревенскими жителями. Одно из стихотворений С.Дорожного "Старый дедко - седой пастух" о старом человеке, который
Столько лет на соседних пригорках Простоял на пастушьем посту…
Жизнь его прошла напрасно, считает С.Дорожный, а был когда-то молод и… Не гадал пастухом угрюмым Свою долю просторожить… Жить на привязи… За ржаные ломти ковриг…
Изменилась жизнь в деревне, и поэт дает шанс старому человеку изменить свою жизнь к лучшему
Чует дедко и на сердце думно – Зазывают его в землес…
В стихах деревенских поэтов чувствуется жажда перемен и надежда на изменение к лучшему. Стихотворение Ивана Царегородцева "Жатва на коленях" – о тяжелом труде косца:
На коленях лучше, дольше не устанешь Да и жать так выгодней вдвойне… Сгорбишь спину и серпом горбатым В полосу овсяную врастешь.
"Пассивное любование природой уйдет из искусства", - говорил Л.Троцкий (Там же, с. 195). И мы все реже встречаем в стихах вятских поэтов 1920-х годов о природе лирические строки. Традиции русской литературы еще крепки и мы открываем для себя милые стихи, описания простой вятской природы:
Скрипят раскатистые розвальни, Дорога стелется в овраг, А в дымке палевой и розовой Закуржевелый березняк.
На сонных склонах тени синие; И сумрак бродит по полям. Сижу, запорошенный инеем, И зябко кутаюсь в азям… (О.Лесной. Зимний путь)
Читая эти строчки, слышишь скрип саней, видишь березки в пушистых белых шубках, слышишь звон бубенцов. Еще одно стихотворение О.Лесного "Край Халтурина" (1925):
Осень ходит за желтыми ригами, Покачнулся корявый тын, Ветер – баловень по полю прыгает И качает ветвями рябин.
Белый шар над болотами стелется, Чутко дремлет седой суходол, Над рекою беззубая мельница, Наклонившись, полощет подол.
В стихах Анатолия Весенина тема природы переплетается с темой сельскохозяйственного труда:
Рябина горькая цветет, Качаясь у плетня, Пахучий цвет на землю льет – И вся в цвету земля. Весенний день и солнца жар В моей груди поют, А на полях цветной пожар, Поля горят, цветут…
Красивы цветущие поля, но крестьянин должен пахать землю, растить хлеб; самые красивые поля для него – поля колосящиеся пшеницы.
Паши соха поля смелей, Ведь это цвет пустой, На грудях вспаханных полей Пусть будет цвет иной.
"Стремление победить нужду, голод, недостаток во всех его видах, то есть покорить природу, станет господствующей тенденцией на ряд десятилетий", - писал Л.Троцкий. Стремление преодолеть нужду благодаря "стальной машине", изменить деревню – красной нитью проходит через творчество вятских поэтов. В этой борьбе на помощь крестьянам придут машины. "Техника станет гораздо более могучей вдохновительницей художественного творчества" (Там же, с. 195).
…Не машина сено косит, Косит острая коса, - Пели так в былое время, Мы теперь не так поем. - Тятька, солнце жарит темя; Дай косилку заведем – Будет, будет и косилка, А пока спина в поту, Эй, коса – стальная милка, Дай приляжем на траву. (Адаев. Будет, будет и косилка)
Мечта о новой жизни олицетворяется в стихотворении С.Дорожного "Срубы" со строительством плотником Михайлой и его сыном добротного нового дома:
Будут избу старую раскатывать По гнилым бревнышкам на дрова, Будут срубы крышею трехскатною Тесовиной белой покрывать.
Будущее – дом с тесовой крышей – это дом – полная чаша. Прошлое – "гнилые бревешки на дрова". "Социалистический человек хочет и будет командовать природой во всем ее объеме, с тетеревами и осетрами, через машину. Он укажет, где быть горам, а где расступиться. Изменит направление рек и создаст правила для океанов", – писал Л.Троцкий О.Лесной – поэт-лирик, но "Большевистские стихи", посвященные И.С.Герасимову по слогу, по содержанию резкие, агрессивные, жесткие. Поэт создает в них образ того самого "социалистического человека":
И кажутся фронты игрою, Мальчишеством кажется грусть, Ведь бьем мы, бьем Волхостроями Степную, бандитскую Русь. И если тогда динамитом Взрывали вы мосты – Сейчас мы воюем с бытом, Который веками стыл. Я мудро сдержу бесшабашье, Мне кровь о боях не поет – И вижу, что краше и краше Мне завтрашний день цветет. Какая стальная порода – Собою владеть, как веслом, Катить свои полые воды Прямым большевистским руслом.
"Социалистический человек" одержим, и процесс безумного покорения природы продолжается до сих пор. А в ту пору бредовые идеи большевистских вождей заражали людей, отравляли их сознание. Имеющих же стойкий иммунитет против этого безумия отправляли за границу или в политические лагеря. "Несомненно, творчество заводских поэтов много органичнее, в смысле своей связи с жизнью, бытом и интересами рабочей массы… Рабкоры, местные поэты выполняют великую культурную работу, разрыхляя почву и подготавливая ее для будущего посева. Но полноценная культурная и художественная жатва будет уже – к счастью! – социалистической, а не "пролетарской" (Там же, с.158). Героиня стихотворения поэта-селькора Михаила Болотного комсомолка Маша, которая из робкой незаметной девушки превращается в активистку, "работницу на редкость". И в этом ее, согласно официальной идеологии, главная ценность. То есть, женщина в советском обществе – это производственная, общественная единица:
Каждый праздник забежит в поселки, Весь народ на улицу толпой… Мужиков в "Селькоп", подружек в комсомолки – Всех умело тянет за собой.
Ценность Маши с каждым днем возрастает и вот уже в газету "заметку "О сельхозналоге" написала Машина рука". Что могла написать о сельскохозяйственном налоге безграмотная девочка? И кем же она станет, когда вырастет? Ясно, что героиня нового времени "мобилизована" партией "Ильича заветы… в жизнь скорее проводить". Та же идея "Кто был ничем, тот станет всем" озвучена в стихотворении Н.Белова "Совпартшколка". Здесь героиня – крестьянская девушка Маша:
…Приехала в партшколу В шубейке рваной, в сапогах. В глазах, опущенных к подолу, Был затаенный виден страх.
Но с "годом вот прошла неделя" и Машу не узнать. Уже она отправляется в деревни, те "очаги национального тупоумия" (по словам Л.Троцкого), чтобы "с толком вести беседу" о покосах, о многополке и, таким образом, "зажечь в деревне лучи света", научить крестьян жить и трудиться по-новому:
Здесь собранье, там доклад, Иль подшефная деревня. Мужичек ей очень рад…
В стихах пролетарских селькоров женщина – не Прекрасная Дама, не Мадонна, перед красотой и чистотой которой преклоняется поэт, не мать, а ударница-производственница, активистка-"женотделка". Читая эти строки, создается впечатление, что мировая и русская литература существует и развивается в другой, параллельной жизни:
В красной кепке сидит Женотделка работница Тина. В этом гуле машинном Ее голос, что голос сирены, Ее голос-гудок, Что работниц зовет На работу в фабричные стены. (Карпов)
Тема любви также нашла отражение в творчестве вятских поэтов. Но "любовь по-советски" отрицала высокие прекрасные чувства и порывы. И если еще несознательный Володька (в стихотворении Карпова "Тина") "писнул, что люблю я тебя, что одну лишь тебя только знаю", то ответ главной героини идеологически правильный: "Я тоже тебя уважаю". Как это не похоже на строки Александра Блока:
Как сказать ты умеешь красно! Верно, фея тебя научила Объясняться в любви!
Итогом моей работы можно считать обоснованность заявления, что не В.Ленин, не А.Луначарский и Н.Бухарин, и уж тем более не И.Сталин заложили основы так называемой "культурной революции" в Советской России. Главным идеологом новой власти являлся Л.Троцкий, четко сформулировавший основные направления деятельности партии, а представители новой "рабоче-крестьянской интеллигенции", уверовав в эти доктрины, художественно отразили их в своем (в том числе и поэтическом) творчестве.
Библиография 1. Л.Троцкий. Литература и революция. М., Политиздат, 1923, 1991. 2. "Родина Халтурина" // Вятка,1925-26 гг. 3. Энциклопедия земли Вятской, том 2., Киров, 1997 г. |