Литературная Вятка

Светлана Лекомцева, 10-б класс

Научный руководитель Н.В.Черных

Художественное наследие Л.А.Гребнева

(Книжная графика)

Одной из ярких, но вырванных страничек в Вятской дореволюционной истории культуры можно назвать имя просветителя и книгопечатника Луки Арефьевича Гребнева.

Впервые о нем рассказал современному кировскому читателю Евгений Дмитриевич Петряев. Его небольшие заметки в книгах "Литературные находки", "Люди, рукописи, книги", "Вятские книголюбы" вызывали интерес у читателя, и прежде всего на родине просветителя в Малмыжском районе. Земляк Луки Арефьевича Владимир Константинович Семибратов вслед за Петряевым находит новые материалы о Луке Гребневе и публикует их в местных и других изданиях.

Самые полные сведения о вятском просветителе были обобщены в книге В.К.Семибратова "Трифонова обитель" в статье "С насущной нуждою о книгах".

Автор статьи называет точную дату выхода книги, где впервые современный читатель узнал о Л.А.Гребневе. Это – 1966 год, книга Е.Д.Петряева "Литературные находки".

Родился Лука Арефьевич в деревне Дергачи Уржумского уезда примерно в 1867 году в крестьянской семье, относящейся к федосеевскому согласию старообрядческого поморского толка. С давних лет в старообрядческих семьях сложилось особое отношение к книгам.

В своем небольшом исследовании я затронула всего лишь одну сторону художественного наследия Л.А.Гребнева, а именно его талант художника-гравера.

Интересными направлениями исследований я считаю изучение коллекции памятников иконописного искусства и памятников письменности "старотушкинского старца".

Например, нельзя было читать книги на весу, слюнявить палец при перелистывании страниц.

Все, без исключения, старообрядцы были грамотные.

Поскольку сторонники старой веры пользовались книгами, изданными до реформы патриарха Никона, то есть до XVII века, то в России обязаны были сложиться и сложились центры, где старинные книги перепечатывались.

Впервые тайные типографии на уржумской земле появились в 1870-х годах, а Лука Арефьевич Гребнев начинает свою издательскую деятельность в 1899 году в деревне Дергачи. Под носом у полиции талантливый гравер, мастер на все руки Гребнев более 5 лет издавал книги, отмечая (без дат) на последнем листе каждой, что она "напечатася" якобы "в типографии почаевской". С 1907 года – уже легально – в Старой Тушке он выпустил более 20 изданий. Необходимые старинные тексты имелись у него в большой личной библиотеке.

Напечатаны эти книги были с филигранями столетней давности, украшены красочными заставками и рисунками, были одеты в красный кожаный опойковый переплет и имели изящные медные застежки.

По мнению специалистов, уровень полиграфической культуры гребневского издания ничуть не уступал изданиям лучших столичных российских типографий. Высокому искусству оформления книг Лука Арефьевич научился в типографии Г.К.Горбунова в Москве.

Деятельность Луки Гребнева не ограничивалась только книгоизданием. Он был прекрасным художником: писал иконы, резал гравюры по дереву и на меди, оформлял рукописные книги, занимался переплетным делом, писал духовные стихи, обучал крюковому пению, был составителем ряда книг, изданных в его типографии.

Судьба Гребнева Л.А. и его типографии была трагичной. 18 декабря 1918 года шрифт и печатные станки типографии были конфискованы и увезены в Малмыж, а отпечатанные листы развезли по окрестным селениям, где ими крестьяне оклеивали стены и отапливали избы.

По свидетельству Владимира Константиновича Семибратова, в 1921 году Лука Арефьевич принимает активное участие в создании Ново-Тушинского сельского музея местного края. Он передал туда шрифты, клише заставок, инструменты, книги из своей библиотеки, документы. Он сам проводил экскурсии, знакомил экскурсантов с историей старообрядчества. В 1924 году Лука Арефьевич Гребнев получил благодарность из Москвы за помощь в организации выставки "История русской книги", "За содействие местному музею и за пожертвование многих ценных древнерукописных и первопечатных книг". Однако, несмотря на признанные заслуги, в 1929 году Лука Гребнев был арестован и умер в северных лагерях.

Музей, где находились редчайшие книги, добровольно переданные Гребневым в 1921 году, после смерти директора музея, был закрыт. И книги, оказавшиеся безнадзорными "погибли из-за плохого хранения или были просто расхищены".

И все-таки, некоторая часть книг попала в музеи Малмыжа, Уржума, Кирова.

Моя исследовательская работа заключается в том, чтобы, познакомившись со старопечатными и рукописными книгами в фондах музея г. Кирова, выявить и дать характеристику книжным заставкам, сделанным самим Лукой Арефьевичем.

Благодаря внимательному отношению сотрудников краеведческого музея Марии Андреевны Лобановой, нам были –представлены редкие и интереснейшие экспонаты: альбом оттисков заставок самых известных старообрядческих типографий, а также альбом "оттиски заставок (клише) и начальных букв и строк", бывших в старообрядческой типографии в селе Старая Тушка с аннотацией самого Луки Гребнева.

Сравнивая заставки этих альбомов, нам удалось выявить особенности заставок, созданных самим Гребневым.

Поскольку об Альбоме старотушкинской типографии нет никаких сведений, то нам предстоит дать возможно полное описание этого уникального экспоната.

Альбом состоит из 11 сброшюрованных листов в бумажной обложке. На переднем листе написано жирным шрифтом и старославянскими буквами:

"ОТТИСКИ ЗАСТАВИКЪ (КЛИШЕ)

И НАЧАЛЬНЫХЪ БYКВЪ И СТРОКЪ"

здесь с же более бледными чернилами и с использованием обычного письменного шрифта:

(ВАЗАНОКЪ"). Бывшихъ въ старообрядчской типографiи в с. Тушка."

Эта подпись и аннотация на всех других страницах выполнена одним почерком – почерком самого Луки Арефьевича.

Обращает на себя внимание небрежность сделанных записей (исправления, зачеркивания, неровные записи). Это позволяет предположить, что Лука Арефьевич очень торопился и ему важно было оставить память о том, что сделано им самим. И здесь особенно важны последние записи Луки Арефьевича Гребнева:

"образцы за главных буквъ бывших въ типогра-

фiи с. тушки, изготовлены по личному указу по

данным образцамъ въ гравёрной Н.А.Ермолова

в Москве по 40 к за штуку"

Л.Гребнев"

здесь же дополнено:

"другихъ размеров подобных букв собственной

гравировки оттиснутыхъ не сохранилось, кои забрано

Съ типографiи вмъест въ 1918 м году

18 октябр. "

Л.Гребнев "

Таким образом, Лука Арефьевич сообщает о трагической судьбе типографии в советское время. Трагической оказалась и судьба самого Луки Гребнева.

При внимательном рассмотрении заглавных букв, изготовленных в граверной Ермолова, и собственной гравировки Луки расхождения есть, но очень незначительные (количество завитков, наличие или отсутствие поясочка, использование разных форм цветков). Видимо, для хозяина типографии важно было иметь свой собственный почерк, который бы легко мог увидеть специалист.

Но нас привлекли, прежде всего, не буквы, а заставки.

На каждом листе дано по несколько образцов заставок или клише. Для автора важно указать, что им куплено, приобретено у других типографий, а что выполнено им самим и на каком материале.

Таким образом, мы можем выявить особенности декоративного таланта Гребнева.

Всего в Альбоме дано более 30 заставок, которые можно условно разделить на горизонтальные широкие, горизонтальные узкие и вертикальные заставки. Поскольку собственноручно Гребневым были сделаны горизонтальные узкие заставки, то мы анализировали только этот тип заставок данных в Альбоме.

Для выявления особенностей заставок, которыми пользовался Лука Арефьевич Гребнев мы сравнили заставки Альбома с комплектом Починской И.В. "Старообрядческое книгопечатание XVIII – первой половины XIX веков". Просмотр данных клише убеждает нас в том, что используемые Гребневым заставки имеют свой неповторимый почерк, и в то же время свидетельствуют о хорошем знании художественного оформления ведущих старообрядческих типографий. Наибольшее количество повторяющихся элементов мы находим в заставках типографий Почаевской, Могилевской и типографии Супрасля.

Среди этих элементов мотив свечи (№ 331), вазы (№ 233, 238, 248, 305, 313, 315) и широких листьев (№ 316).

Организующим элементом в композиции является ваза.

Типы ваз:

Другим важным элементом гребневского типа заставок является сочетание цветов и листьев.

При сравнении купленных заставок и собственных Гребнева в Альбоме мы увидели, что заставки Луки Арефьевича по сравнению с купленными как правило уже, это достигается за счет уменьшения звеньев в композиции.

Просмотр книги "Сборник богослужебный" показал, что Гребнев использует по несколько раз 4-5 видов клише, кроме того, на последней странице мы обнаружили заставку, рисунка которой нет в альбоме Гребнева. Это позволило нам предположить, что это одна из утраченных заставок в Альбоме, (на странице 16 следы от 3 утраченных клише), либо Альбом демонстрирует не все заставки Гребнева.

Во всех собственных заставках Гребнев меняет характер цветов и плодов, используемых в композиции. Для его клише характерны цветы и ягоды, присущие северной, вятской природе.

Если в купленных клише Ермолова основу составляют экзотические цветы, то Лука Гребнев большое внимание уделяет широким листьям, которые выступают в роли богатого обрамления к простым по форме, но в то же время, нежным цветам (приложение прилагается).

Есть композиция заставки, которая полностью состоит из переплетающихся листьев.

Опираясь на сделанные выводы, нам удалось сделать маленькое открытие.

В каталоге экспонатов фонда есть карточка следующего содержания:

"комк 13576 Устав со святцами о постах, о праздниках и проч.

Старообрядческая? Почаевская типография.

Вторая половина XIX в. Бумага белая печать черного и красного цвета с заставками. Переплет – доска в коже с тиснением.

Подп. Тип. В Дергачах?"

Таким образом, научные сотрудники музея сомневались в том, что данная книга выпущена в типографии Луки Арефьевича. Сделанный мной анализ заставок позволяет мне разрешить их сомнения. По характеру заставок эта книга действительно создана в типографии Л.А.Гребнева в деревне Дергачи Малмыжского уезда. В то время, когда старообрядческая типография была тайной, а все ее издания подписывались как издания Почаевской типографии.

Литература

1. Петряев Е.Д. Вятские книголюбы. Киров, 1986.

2. Семибратов В.К. С насущной нуждою о книгах // Семибратов В. Трифонова обитель. Киров-на-Вятке, 1999.

3. К истории книжной культуры Южной Вятки. Ленинград, 1991.

4. Вознесенский А.В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918). Екатеринбург, 1996.

5. Уральский следопыт. 1992. № 8. // Миклин А.

6. Уральский следопыт. 1991. № 2. // Семибратов В.К.

7. КОМК 26761. Альбом. Оттиски заставок.

8. КОМК 13576. Устав со святцами о постах, о праздниках и проч.

9. КОМК 19294 Сборник богослужебный