Литературная Вятка

Надежда Барсукова, 10-а класс

Научный руководитель Н.В.Черных

Савватий Иванович Сычугов

В 1862 году И.С.Тургенев в романе "Отцы и дети", представил читателю образ нового человека – Евгения Базарова. В яростных спорах критиков сложилось мнение, что Базаров – типичный представитель разночинца-интеллигента 1860-х годов и что писателю удалось воплотить в новом герое наиболее характерные черты молодого поколения. Утверждая это мнение, мы считаем, что и в нашей глухой, провинциальной губернии были люди очень похожие на литературного героя И.Тургенева. Вот таким вятским Базаровым можно назвать уроженца Орловского уезда Сычугова Савватия Ивановича.

У Сычугова и Базарова много общего. И тот и другой родились в небогатой семье: Базаров – в семье сельского врача, а Сычугов – в семье сельского священника. Ни у того, ни у другого не было средств на обучение в столичном университете, но оба вопреки всему учились.

В рамках романа Тургеневу не удалось подробно описать, каким образом Базаров решал свои материальные проблемы. Документы, собранные кировским краеведом Е.Петряевым о Сычугове, позволяют нам представить образ жизни студента-разночинца: "Мои товарищи по первым курсам университета […] поражались моим удачным экзаменам. Когда товарищи изнывали над лекциями, я обретался, ради снискания куска хлеба, где-либо вдали от Москвы и приезжал в нее дней за 5 до начала экзаменов. Здесь я пристраивался к какому-либо кружку студентов, слушал чтение ими лекций и выдерживал не хуже их экзамены, хотя в течение учебного года в университет не заглядывал".

Меня удивило несоответствие слов поступков Евгения Базарова. Он говорит, что "науки вообще не существует", что "есть только ремесло и знание". Отца он шокирует фразой: "Мы теперь вообще над медициной смеемся и не перед кем не преклоняемся". Однако каждый день он собирает травы и насекомых, совершенствует свои познания в анатомии. Невольно создается впечатление, что резкие фразы – это всего лишь маска, мальчишеское желание показать свою необычность, привлечь к себе внимание. Несмотря на презрительное отношение Базарова к поместному дворянству и снисходительное отношение к крестьянам, он, не задумываясь, выполняет долг лекаря и погибает, заразившись тифом. Как сложилась бы судьба Базарова, если бы он не умер? Ответом на этот вопрос могут стать факты биографии вятского Базарова – С.И.Сычугова.

Свою практическую деятельность Сычугов начинает в селе Великорецком. Детально проведя медицинское обследование окрестных деревень, он составляет подробный доклад. Доводы его были убедительны, и власти принимают решение срочно строить в селе больницу. Кстати, больничный городок, построенный благодаря Сычугову в Великорецком, сохранился и по сей день.

Когда же Савватию Ивановичу не хватало аргументов убедить авторитетных людей, он боролся с их глупостью при помощи своего литературного публицистического дарования. Известно, что о медицинских махинациях местных властей Сычугов написал статью в столичном журнале.

Помимо строительства больницы в Великорецком, Савватий Иванович настаивает на необходимость возведения здания аптеки и приемного покоя. Сычугов добился, чтобы каждому юноше при окончании обучения в местной школе выдавался столярный инструмент, приобрести который крестьянскому сыну было трудно.

Особенно яркие воспоминания оставил о себе Савватий Иванович в селе Верховино, куда переехал в 1889 году. Уже в самые первые дни, когда он "не успел еще разобраться и хоть на скорую руку устроить свою аптеку", к нему стали являться больные. Число их возрастало с каждым днем. За первый же месяц у него перебывало более 600 человек, а за первый год он зарегистрировал 7240 больных; многие посещения еще не учитывались.

Прием больных Сычугов производил ежедневно, зимой и осенью с рассвета, весной и летом с 5-6 часов утра, а в большие приемные дни и ранее, и продолжал его в течение целого дня. В амбулатории у него не было не только помощника-фельдшера, но даже и служителя, и потому он в своем лице совмещал обязанности врача, аптекаря и прислуги для аптеки, а иногда и для больных.

Поражает то, что за свой тяжелый труд Сычугов брал совсем мизерные деньги, а иногда и вообще их не брал. В среднем плата за лечение составляла около 7 копеек с человека, на которые врач должен был купить все необходимые лекарства. Почти треть больных пользовалась помощью Сычугова бесплатно. Это были: учителя, вдовы, оставшиеся с малолетними детьми, сироты, нищие и пострадавшие от стихийных бедствий и вообще бедные, положение которых "человеку, знакомому с крестьянским бытом, бросалось в глаза с первых же слов".

Бывало, что замужние женщины похитрее прикидывались вдовами и получали лекарство бесплатно. Но однажды вышло так, что в тот самый час, когда одна крестьянка прикинулась вдовой, заболел довольно серьезно ее муж. "Немудрено догадаться, - писал Сычугов, что причину болезни деревенская философия приписала именно обману. И сколько причитаний, сколько покаянных слов пришлось выслушать мне, когда эта несчастная женщина привезла для лечения своего мужа…". Число вдов сразу поубавилось.

Много сил и средств положил Сычугов на обучение крестьян первой помощи в несчастных случаях, на создание народной библиотеки, для которой выписал из Москвы проекционный "волшебный фонарь".

Сохранилось немало воспоминаний о Сычугове. Всех, кто близко знал Савватия Ивановича, удивляла его неиссякаемая энергия. Вот как о нем пишет его современник Ф.Нелидов: "Никакая неудача […] не могла его заставить охать, вздыхать, опустить руки". "Это был тип русского интеллигента без малейшей "расколотости", с полной гармонией долга, воли и дела", - характеризует Савватия Ивановича Е.Петряев.

Сычугов умер 6 февраля 1902 года в 60-летнем возрасте. Склонив головы, у гроба тесным кругом стояли родные и сироты, которых он воспитал, деревенские школьники и сотни опечаленных земляков. Над могилой, сквозь слезы, было сказано только несколько простых, но искренних и горестных слов. Единственный венок имел надпись: "Доброму крестьянскому врачу, другу народа".

Итак, создав образ нового человека, Тургенев, вопреки собственному желанию, показал не только отрицательные, но и положительные черты нового поколения передовых людей. За внешней грубостью, дерзостью писатель увидел развитую волю, способность к практической деятельности и высокое чувство долга. Пример вятского врача С.И.Сычугова показывает, что именно такие люди, не жалея сил, бескорыстно служили людям.