Литературная Вятка Наталья Христолюбова, 11-а класс Научный руководитель: Черных Н.В. Образ земского деятеля в книге Евгения Дмитриевича Петряева "Литературные находки"
В 1966 году в г. Кирове вышла книга страстного библиофила, книголюба и книговеда Евгения Дмитриевича Петряева "Литературные находки". Она сразу же обратила на себя внимание читателя и необычностью содержания, и необычностью формы. Умело сочетая документальный материал с живостью изложения, присущего художественному произведению, автор, по сути дела, ломал сложившееся представление о дореволюционной и провинциальной Вятке. Евгений Дмитриевич впервые за многие годы заговорил о замечательной деятельности "Вятского книгоиздательского товарищества", которым руководил некий Михаил Павлович Бородин. В "Литературных находках" автор несколько раз с большим сочувствием называет имя земского деятеля и литератора Авксения Петровича Батуева, напоминая, что до революции библиотеки называли его именем, что среди других земских деятелей Батуев занимал особое положение, и что он состоял в переписке с Л.Н.Толстым. Но, пожалуй, самым интересным "открытием" Е.Д.Петряева можно назвать материал о Савватии Ивановиче Сычугове, которого в именном указателе автор представляет как врача и литератора. Через 15 лет книга "Литературные находки" выходит второй раз с существенными дополнениями и изменениями. Е.Д.Петряев все более настойчиво обращает внимание читателя на деятельность вятского земства. История переосмысления роли этого общественного органа самоуправления в развитии края настолько интересна, что на нее следует обратить особое внимание. Отношение к земству в первые десятилетия Советской власти очень точно отражено в предисловии книге М.Шатрова "Кировские кустари", изданной в 1932 году. "В 1891 году на смену скупщикам выступило бывшее Вятское земство. Оно открыло в Вятке склад кустарных изделий. Земский склад под предлогом вспомоществования обдирал кустарей "как липку": вместе с закупкой изделий он торговал и всеми необходимыми для кустарей материалами, наживая на том и другом солидные проценты…". Негативная оценка деятельности земства сохранялась до середины 70-х годов XX столетия. Так, к столетнему юбилею вятского земства (1967) была напечатана только одна научно-популярная статья, и автор В.А.Соболев, не называя положительных, обратил внимание на отрицательные результаты земской работы. "В организации земских учреждений, их деятельности было… много отрицательных сторон. …Все попытки земских учреждений провести какие-либо прогрессивные мероприятия в области народного образования, здравоохранения, поднятия культуры земледелия и прочие наталкивались на противодействие губернских властей, рассматривающих это как посягательство на функции местной административной власти… Земство было послушным слугой самодержавия". Таким образом, сочувственно рассказывая о земских деятелях Батуеве, Бородине и Сычугове, автор в какой-то мере пошел в разрез с официальной точкой зрения. В 1974 году город Киров отмечал свое шестисотлетие, и к этому юбилею вышла большая монография по истории Кировской области. Земская деятельность вновь в ней не получает достойного освещения и достойной оценки. Но в общественном сознании уже наметился перелом. Преподаватель Кировского педагогического института И.И.Стефанова публикует одну за другой научно-популярные статьи, в которых дает комплексный и всесторонний анализ земской жизни Вятской губернии. Второе издание "Литературных находок" (1981) во многом помогает формировать новое отношение к деятельности земства. В биографии земского врача С.И.Сычугова появляются новые интересные факты. Впервые освещен жизненный путь и активная деятельность на пользу общественного блага земских деятелей Батуева и Бородина. Поскольку ни одно художественное произведение, изучаемое в школе, не дает образ земского деятеля, просветителя, подвижника-интеллигента, руководимого идеей помощи народу и "возвращения ему долга", книга Евгения Дмитриевича Петряева приобретает особую роль для молодого поколения, не равнодушного к истории своего Отечества. В своей книге Е.Д.Петряев цитирует достаточно широко известные слова Ленина о том, что в Вятской губернии в отличие от других земство носило более "мужицкий характер". Однако определение вятского земства как "мужицкого" вовсе не стоит понимать буквально. И автору удалось показать, что направляющую и координирующую роль в деятельности органа общественного самоуправления играла разночинная интеллигенция. Все три земских деятеля, с которыми Петряев знакомит читателя, вышли из так называемого "третьего сословия". С.И.Сычугов родился 27 сентября 1841 года в селе Подрелье, в семье священника. С трех до восьми лет находился на попечении и воспитании деда, тоже священника, человека довольно образованного и гуманного. А.П.Батуев родился в купеческой семье. "Эта фамилия известна в Малмыже с начала XVII в., к концу XVIII в. около половины малмыжан были Батуевыми". М.П.Бородин родился в 1854 году в семье глазовского ремесленника. Судя даже по тем скупым данным, которые удалось найти краеведу, детство и юность всех трех будущих земских деятелей были наполнены напряженной умственной работой, интересом к литературе. Учеба С.И.Сычугова начиналась в духовном училище, поскольку тогда "для детей духовенства только оно открывало дорогу к образованию". Впоследствии о вятской бурсе он напишет воспоминания. В духовной семинарии товарищи называли Сычугова "башкой" за способности и блестящие ответы на экзаменах. За год до окончания духовного учебного заведения он стал готовиться к поступлению в университет. "Задача была неимоверно тяжелой: за год надо было пройти семилетний курс гимназии и, кроме того, закончить семинарию. Сычугов занимался по 15-17 часов в сутки и вышел победителем. Семинарию он окончил первым…". Будущий председатель губернской управы А.П.Батуев после окончания гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета. Студентом он сотрудничал в "Волжском вестнике" и других казанских изданиях. Его очерки "Кое-что о литературе" носили страстный публицистический характер, бичевали вялость печати, ее равнодушие к нуждам и задачам русской жизни. Будущий организатор кустарного музея и склада и блестящий земский статистик Михаил Бородин уже в старших классах Вятской гимназии заведовал нелегальной библиотекой, в которой, как писал один из его читателей, была "вся литература от Пушкина, критика от Белинского, вопрос о русской крестьянской общине, положение рабочего класса, социалистические движения на западе Европы, народные движения в России, вопросы биологии, психологии, этики, социологии и политической экономии…". Интересно сопоставить пути, по которым каждый из трех петряевских героев пришел в земство. После окончания университета Савватий Иванович очень серьезно думает о продолжении научной деятельности, однако ему мешает болезнь. Женитьба на дочери известного пензенского врача открывает ему несколько вариантов решения собственной судьбы. Он, пользуясь авторитетом тестя, мог остаться практиковать в г. Пензе. Под влиянием народнических идей Сычугов мог ехать в любую глухую деревню этой же Пензенской области. Однако Савватий Иванович принимает решение ехать в родное село, где он знал беды и проблемы каждого. Таким образом, выбор врача определяет не собственное благополучие, не абстрактная любовь к народу вообще, а доброе, участливое отношение к конкретным близким и знакомым людям. Авксений Петрович Батуев становится земским деятелем сразу же после окончания университета, не начиная профессиональной деятельности юриста. "Сначала он работает в Малмыже, а затем в Вятке, и в 1891 году его избирают председателем земской управы". Михаил Бородин, еще, будучи студентом Вятской гимназии, проявил явный интерес к революционному движению. После окончания гимназии Бородин всерьез увлекается политическими вопросами и по поручению ссыльного Трощанского пытается организовать кружок в сельскохозяйственном училище. Интересно, что в этом кружке участвовал и будущий известный террорист Степан Халтурин. Под влиянием романа Чернышевского Бородин пытается создать артель сапожников, в устройстве которой ему помогает известный книгоиздатель, ссыльный Вятки, Ф.Ф.Павленков. За пропаганду запрещенных книг и тесное общение с неблагонадежными ссыльными Бородин был сослан в Якутск, где прожил четыре года. Возвратившись в Вятку, он встречается с Батуевым, и эта встреча коренным образом изменила его жизнь. Петряев называет батуевский период "яркой полосой в жизни Вятского земства". Словно в упрек недобросовестным историкам, плохо изучившим и поэтому порочившим прошлое родного края, Евгений Дмитриевич напоминает, что "о блестящем батуевском периоде в свое время много писали". Простое сопоставление позволит сделать вывод о том, что Батуев сумел развить традиции, заложенные земскими деятелями 1870-х годов. В чем заключались эти традиции, очень ярко рассказывает очерк, посвященный С.И.Сычугову. Свою врачебную деятельность в Орловском уезде он начал с медико-санитарного изучения края. Обобщив полученные материалы, Савватий Иванович намечает программу деятельности. Конкретные цифры и убедительные доводы помогают ему добиться понимания у начальства и начать практическое осуществление программы. В глухом селе была построена больница. Он добивается того, чтобы каждому юноше при окончании обучения в селе Великорецком выдавался столярный инструмент. Сычугов ставит вопрос о введении в школах губернии преподавания элементов гигиены, а для показа в школах делает "макет здорового крестьянского жилища". Следует сказать и о том, как Савватий Иванович относился к своим непосредственным обязанностям. Его рабочий день начинался с 5-6 утра и продолжался до позднего вечера. Кроме того, каждую неделю приходилось готовить более 1000 порошков и за этой работой проводить долгие вечера. У читателя складывается впечатление, что в сутках для Савватия Ивановича было больше 24 часов, иначе, чем объяснить тот факт, что он находит силы и время для открытия народной библиотеки, на беседы и практические занятия для населения по оказанию первой помощи в несчастных случаях. "Ты представь себе следующую картину, - писал он другу, - 150 ясных, добрых глаз смотрят на тебя чуть не с благоговением; лица их сияют счастьем, а ты чувствуешь, что счастье это, так сказать, изливает твоя персона. Такого возвышенного, чистого удовольствия… я еще никогда не испытывал…". Положение и круг обязанностей Батуева был совершенно иным. Однако общими оставались желание и умение бороться с бедностью и культурной отсталостью простого народа. Правильно рассчитав возможности и четко понимая перспективы, Батуев сумел добиться поразительных результатов. В основе его реформ лежало обследование всех хозяйств с последующей разработкой мер по поднятию их производительности. Для развития выгодных ремесел вятское земство, возглавляемое Авксентием Петровичем, устраивает учебные кустарные мастерские и кустарный склад с филиалами во всех уездах. Для развития сельского хозяйства были созданы учебные сельскохозяйственные фермы, подготовлен первый иллюстрированный каталог пчеловодческих товаров. С целью искоренения безграмотности и бескнижия при земстве было открыто 600 новых начальных школ и 3000 "пятирублевых" библиотек для народа, которые комплектовались лучшими образцами, как изящной словесности, так и книгами религиозно-нравственной, сельскохозяйственной, медицинской тематики". Одной из основных причин успешной деятельности А.П.Батуева Евгений Дмитриевич Петряев называет умение "привлекать к сотрудничеству в земских делах талантливых и культурных работников". В книге "Литературные находки" главным организатором и основателем и кустарного и книжного складов, а – потом и "Вятского книгоиздательского товарищества" назван не Батуев, а Бородин. И в этом нет ошибки. Батуев сумел направить неуёмную энергию Бородина в русло практической деятельности. Вначале Михаил Павлович серьезно увлекается земской статистикой. Затем он участвует в устройстве задуманного Авксентием Петровичем кустарного склада и музея, потом помогает Батуеву реализовать идею книжного склада и, наконец, для наполнения батуевских библиотек нужной литературой, принимает активное участие в создании "Вятского книгоиздательского товарищества". С 1910 по 1914 год "Товарищество" выпустило около 200 наименований книг. Отличаясь сравнительной дешевизной, книги расходились по всей России и пользовались особой популярностью на Урале и в Сибири. Итак, - в книге Евгения Дмитриевича Петряева "Литературные находки" создан довольно цельный образ земского деятеля конца XIX века; - результаты деятельности и главные черты земского деятеля автор книги обобщает, опираясь на подлинные воспоминания и документы; - в главе "Вдали – свет" Е.Д.Петряев писал: "Многие земцы искренне верили, что народ станет свободным лишь тогда, когда получит достаточное культурное развитие. Поэтому широкое просветительство, самоотверженная педагогическая, врачебная, агрономическая работа в затерянных деревнях и починках считалась нормой поведения всякого специалиста, идейного местного интеллигента. Их бескорыстная, подвижническая работа не прошла даром. Она помогла тысячам людей, расширяя их кругозор и "книгозор"; искать пути к переустройству русской жизни на новых началах"; - неопровержимые факты сводили на нет необоснованные обвинения исследователей земского движения, находившихся под гипнозом идеологических догм; - книга Е.Д.Петряева сыграла важную роль в восстановлении исторической правды.
Литература: Петряев Е.Д. Литературные находки. Киров, 1966. С. 46. Шатров М.И. Кировские кустари. Киров, 1932. С. 9. Календарь знаменательных дат. 1967. С. 35-36. Вятскому земству 130 лет: материалы науч. конф. Киров, 1997. С. 2-12. Петряев Е.Д. Литературные находки. Киров. 1981. С.148. |