Исследование – гипотеза - открытие
Инна Мусинова, 11-а класс
Образ Христа в русской живописи
"…Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!.." (Ф.Тютчев)
Наша работа посвящена теме "Образ Христа в русской живописи второй половины XIX века". Над этой темой можно работать очень долго, можно посвятить ей даже всю жизнь. На эту тему существует огромное множество картин. Я просмотрела, конечно же, лишь малую часть, а привела в пример в исследовательской работе и того меньше, но, по-моему мнению, наиболее яркие, контрастные и выдающиеся. Авторы этих полотен представили Христа по-разному, каждый по-своему, а как именно, я вам хочу рассказать в своей работе, описать их и указать, может быть, на то, что не приметит глаз рядового зрителя, видевшего картину в музее или репродукцию в книге и обратившего внимание лишь на имя автора, броскость сюжета и подбор красок. Итак, начну работу с утверждения, которое аргументирую далее. Оно звучит так: "Образ Христа в светской живописи XIX века несет в себе большой смысл и идею". Мы привыкли видеть образ Христа на иконах, фресках, на распятии. Лик Спасителя имеет традиционные канонические черты. И мы просто не пытались увидеть этот образ в других, непохожих на обычное изображение, персонажах светской живописи. Так давайте попытаемся это сделать. Обратимся к первой картине, произведению Ивана Николаевича Крамского "Христос в пустыне", написанной в 1872 году. Христос с лицом самого автора изображен сидящим на камне в пустыне. Глаза этого человека темны, взгляд обращен в себя. Он глубоко о чем-то задумался. Ноги его босы и создается впечатление, что это странник, уставший от долгой ходьбы, присел на валун. Голова его чуть опущена, корпус накренен вперед с лежащими на коленях крепко сжатыми пальцами больших сильных рук. Много часов просидел он, поглощенный думой о "не своем горе". Погруженный в мир своих переживаний, Христос не замечает ничего вокруг. Его застывшая, неподвижная фигура словно выросла в каменной пустыне. Зачем, с какой целью художник изобразил себя в образе Христа? Попробую ответить на этот вопрос. Иван Крамской был идейным руководителем художников-передвижников, товарищество которых стремилось своим творчеством служить народу, прославляя его величие, мудрость, "богоносность" и душевную красоту. Именно ему нужно было, словно Христу, вести за собой "апостолов"-единомышленников, не боясь преследования со стороны правящих кругов. Сюжет для этой картины был взят из христианского предания, но картина, по существу, не была религиозной. "Нет, это не Христос", - говорил Крамской. Он также говорил, что видит в своем Христе "атеиста", вообще проповедника, одиноко сидящего на камнях в скорбной задумчивости. Крамской хотел языком картины передать великие страдания своего поколения, терзающие его душу и мысли. Эта работа принесла ему огромную популярность в среде демократически настроенной интеллигенции. Идейное содержание картины воспринималось как призыв к самопожертвованию, к подвигу во имя счастья народа. Над этим произведением И.Крамской работал в течение пяти лет. Он писал картину "слезами и кровью", сознательно желая создать свой образ Христа, не похожий на других, свой – по содержанию, и по внешнему облику, стараясь запечатлеть национальный тип русского человека. Ну, и каков вам Христос? И Христос ли это в нашем-то религиозном его восприятии… Довольно интересно, не так ли? А ведь посмотрев на эту картину и не увидев в ней интересного сюжета, многообразия красок и большого числа действующих лиц, я, да и не только я, честно говоря, не заострила бы своего внимания на ней. А сейчас все смотрю и смотрю на это полотно и желаю узнать все больше, копнуть все глубже. Но переключим внимание на другую картину, автором которой является Илья Ефимович Репин. Картина "Бурлаки на Волге" (1870-1873 гг.). Казалось бы, такой понятный сюжет: волжские бурлаки тянут баржу. Зрителю хорошо видно, что бурлакам тяжело. Их лица изнеможенные и темные от солнца; эту работу они выполняют не в первый раз. Они измучены тяжким трудом, но вынуждены нести этот тяжкий крест. А теперь о кресте. Если внимательно посмотреть на баржу, то ясно видна ее мачта в виде креста. А теперь, если вспомнить, с какой ношей шел Иисус Христос на распятие, сделаем определенные выводы: народ, который представляют эти бурлаки, является богоносцем, то есть несущим в себе идею Бога, он несет на себе тяжкую ношу несправедливости и непосильного труда. Не удивительно, что Репин так своеобразно представил свой замысел. Он был учеником Крамского, тоже передвижником. Но он превзошел своего учителя. Силой своего чудесного дара художник поведет ваш глаз по картине, он заставит увидеть в ней самое главное. "Если люди Крамского наделены умом и сердцем, - заметил один искусствовед, - то люди Репина обладают еще и нервами". Еще одно произведение И.Репина: "Голгофа" (1869). Здесь мы уже не наблюдаем скрытого изображения Христа. Сюжет взят из библейских преданий. Принародное распятие Христа. На картине видна вся трагичность события. Полотно окрашено в серые тона. На небе сгущаются черные тучи, надвигается гроза - наказание за великий грех, совершенный людьми. Толпа народа неисчислима. Здесь видны и простолюдины, и воины. Все сходятся посмотреть на казнь. Вот что открывается взору в первые секунды. Но только внимательному человеку будет видна русская рубаха на распятом Христе. Репин не просто так изобразил его в русском одеянии. Здесь мы видим опять намек на страдания русского народа. Однако, почему такое сопоставление? В картине "Бурлаки на Волге" изображены мужики, олицетворяющие страдания народа (мы отметили ранее религиозный мотив этой картины), а на "Голгофе" наоборот: Христос распят на кресте, и в этом образе мы также видим тему многострадального русского народа. Почему Репин дает такое сравнение именно через связь реальной жизни с библейскими мотивами? Наверное, для того, чтобы ярче выразить свою мысль, весь драматизм сложившейся ситуации. И делает он это близким и более понятным народу языком, через связь с религией. Я обратила внимание еще на две близкие по сюжету картины И.Е.Репина: "Отказ от исповеди" (1879-1885 гг.). На ней изображен человек, осужденный на смертную казнь. Он отказывается от исповеди. На этой картине вы, конечно, не увидите, во всяком случае, не догадаетесь с первого взгляда, что художник пишет образ своего современника-революционера в пересказе с евангельским преданием. Второе произведение "Арест пропагандиста". И здесь опять Репин пользуется известным приемом скрытого религиозного мотива. Посмотрим на эту картину. Мы видим арестанта, привязанного к столбу, который в соединении с потолочной балкой образует крест. Что это? Случайное совпадение или художественный прием, с помощью которого усиливается трагичность события? Я больше соглашусь со второй точкой зрения. Эта картина имеет большое внутреннее напряжение, она воспринимается очень серьезно, даже если зритель и не заметит указанной мною детали. У арестованного лицо аскета, длинные волосы, реденькая бородка, то есть, черты характерные иконописному образу Христа. Мучительный взгляд, но не испуганный, а скорее грозный, непреклонный, казнящий. Обратимся к творчеству следующего художника-передвижника Василия Григорьевича Перова. Увидев серию его картин на религиозную (точнее, на антирелигиозную) тематику: "Сельский Крестный ход", "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах", "Монастырская трапеза", созданных в первой половине 60-х годов XIX века, я сразу поняла, что этот человек – атеист (по крайней мере, в начале своего творческого пути). И этот вывод я сделала не потому, что на этих картинах все священники, дьяконы и монахи изображены лживыми, жалкими, притворными людьми, нет, не потому (хотя, безусловно, этот художественный прием тоже повлиял на мое решение). Этот вывод я сделала, глядя на картину "Монастырская трапеза", где на фоне распятого Христа происходит даже не трапеза, а "обжираловка". Мне эта картина неприятна лживым преувеличением. Эта сцена напоминает мне сюжеты "Декамерона", сатирические памфлеты Свифта. В.Перов смысл своего творчества видит не в отрицании Бога. Он, вслед за протестантами Европы, высказывается только против служителей церкви. Какой ненавистью, презрением к священнослужителям должен был пропитан автор, чтобы создать такую картину. Для Перова - это ранний творческий период жизни … К концу жизни семейные несчастья и разные невзгоды повернули Перова в другую сторону. Он отказался от своего атеистического прошлого, стал религиозным. В картинах "Первые христиане в Киеве", "Никита Пустосвят. Спор о вере" видится вымученная попытка художника хотя бы частичного примирения с церковью перед лицом смерти. Но у стареющего художника уже нет прежнего таланта, нет сильных образов, значит - нет и искренности. Девяностые годы. Художник Николай Николаевич Ге, картина "Что есть истина?". У Ге – сложный творческий путь. В юности он находился под обаянием блестящего творчества Карла Брюллова. Затем под впечатлением мистического "Явления Мессии" Александра Иванова художник создает свою "Тайную вечерю" (1865.). Позднее Ге сближается с передвижниками… Итак, о картине "Что есть истина?". Я считаю, что она не удалась художнику. Христос и Пилат. Христос похож на "бомжа", лохматый и в одежде, больше похожей на кучу тряпок. Ге писал эту картину без этюдов, по воображению, писал быстро, заботясь единственно о том, что бы "ударить по сердцам с неведомою силой". По словам самого художника, он в серии картин ("Голгофа", "Распятие", "Что есть истина?" и др.) изображал вообще не Христа, а вечную жертву людского зла. Его Христос – страдалец, полумертв и страшен. Вот таков образ Христа у И. Крамского, И. Репина, В. Перова, Н. Ге. Везде разный, но во всех картинах олицетворяющий страдание. Свою работу я хотела бы завершить представлением еще одной картины. По идее с нее нужно было начать повествование, но именно ей я хочу подвести итог своему исследованию. Почему? Наверное, для того, чтобы успокоить разыгравшееся воображение, вспомнить образ Христа, который сформировался, сложился в моем сознании. Пусть будет в памяти привычный нам лик Христа, но только теперь я буду знать, что в русской живописи второй половины XIX века образ Христа присутствует, то в лике простых смертных, то с чужим лицом, то он является в большом скоплении народа в сцене с каким- либо социальным содержанием. Итак, Александр Иванов "Явление Мессии народу". Огромное полотно изображает берег реки Иордана. Иудейский пророк Иоанн Креститель, говоря о пришествии легендарного избавителя народа, того, которого ожидали многие поколения людей, вдруг показывает толпе на приближающегося никому неведомого человека. Общее внимание устремлено туда, куда обращен жест пророка. Одни с надеждой, другие - с любопытством, с насмешкой, с недоверием, с притворством встречают идущего. А вдали Иисус. Это он. Его изображение естественно, оно привычно и понятно нам. Его фигура одинока и контрастно отделена от всех остальных. Христос в черных одеждах, он приближается к людям, несет им добро. Иванов хотел, чтобы произведение, о котором он мечтал и создавал длительное время, несло в себе гуманную мысль. Каждая фигура на этом эпическом полотне должна была, по его замыслу, представлять целый мир со своей жизненной судьбой. Александр Иванов фактически был первым русским живописцем XIX века, который обратился в своих творческих исканиях к образу Христа. Но, несмотря на величие замысла, его Христос не был понятен большинству зрителей. Последователи Иванова – художники-передвижники пытались развить эту тему, но каждый из них подходил к образу субъективно, злободневно. Обращаясь к божественному образу, художник обращался к иносказанию. С одной стороны, верить в Бога интеллигенция XIX века стыдилась в силу своей образованности, по причине обращения к другим учениям (в том числе, социалистическим), с другой стороны, душой она всегда стремилась к лику чистому Христа. Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, - Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа… (Ф.Тютчев) |