Литературная Вятка
Татьяна Гаврилова, 9-а класс Научный руководитель Н.В.Черных
"ШЛИ МАЛЬЧИШКИ НЕ ЗА СЛАВОЙ"
В этом году мы отмечаем 55 лет Победы в Великой Отечественной войне. Это значит, что 18-летним юношам, ушедшим на фронт в 1941 году, исполнится 78 лет. Если учесть, что голодная юность, военные ранения, тяжелая работа очень часто являются причиной преждевременной смерти, то становится ясно, что фронтовиков, которые доживут до 55-летия Победы, останется совсем немного. Мне очень повезло, что мой дедушка, Жуйков Евгений Севастьянович, еще жив, полон сил и энергии. Ему еще 72 года, потому что ушел на фронт в 1943 году, когда ему было 16. Как же так получилось, что в третий год войны на фронт ушли подростки? Ответ на эти вопросы я нашла в книге Валентина Пикуля "Мальчики с бантиками", хранящейся в нашей семейной библиотеке. Оказывается, в начале войны на самые опасные участки фронта командование посылало матросов, которых фашисты называли "черной смертью". Их отличало поразительное бесстрашие, поэтому многие моряки не вернулись из атак на свои корабли. Уже на втором году войны флот испытывал острую нехватку специалистов. ЋПавших должны были заменить юнгиЛ1. Словарь русского языка С. Ожегова называет юнгой подростка на судне, обучающегося морскому делу. В архиве моего дедушки лежит копия интересного документа из Центрального архива. Это ответ на запрос дедушки, когда он собирал документы как председатель Кировского городского совета ветеранов войны и труда. В этом документе даны сведения о необычном учебном заведении, которое первоначально называли ЋШкола юнговЛ, дан образец повестки, по которой призывали в нее подростков, а также справка о зачислении Зорина Александра Сергеевича в ЋШколу юнгов Учебного отряда Северного флотаЛ. Судя по документу, в школу юнг было три военных набора общей численностью 4500 человек, причем из первого набора в живых осталось только 200 человек. Из второго – 500, а из третьего – 700. Если сделать несложные математические расчеты, то получится, что из первого набора в живых остался один из семи принятых, из второго – один из трех, а в третьем – каждый второй. По воспоминаниям дедушки, в июне 1942 года, когда весть о создании школы юнг облетела область, невозможно было удовлетворить просьбы всех ребят, желающих попасть в эту школу. Мой дедушка попал во второй набор, который состоялся в сентябре 1943 года. Когда началась война, семья дедушки жила в городе Кирове и состояла из семи человек, включая родителей. Мой дедушка был третьим ребенком в семье. В августе 1941 года, окончив шесть классов школы, дедушка поступил в ремесленное училище Й 4 г. Кирова, базовым предприятием которого был машиностроительный завод им. 1 Мая, выпускающий подъемные краны. Но в конце 1941 года часть площадей, оборудования и рабочих Кировского МСЗ были предоставлены эвакуированному из города Коломны Московской области паровозостроительному заводу им. Куйбышева, с которым прибыло 15 тысяч рабочих.1 Мой дедушка вместе с остальными выпускниками ремесленного училища уже через месяц работал на предприятии, которое выпускало не подъемные железнодорожные краны и не паровозы, а танки для фронта. Подростки наравне со взрослыми работали по 12 часов. При выполнении срочных заданий рабочие брали обязательства работать по двое-трое суток, не выходя из цехов. Питались и спали на рабочих местах, чтобы своевременно выполнить задание для фронта. В этих условиях травмы были неизбежны даже у опытных рабочих, не говоря уже о детях. Однажды дедушка подгонял смотровую коробку для танка, обтачивая ее на электронаждаке. От усталости закрылись глаза и палец попал под наждак. До сих пор у моего дедушки остался след от этой травмы. В конце 1942 года, получив рекомендации от члена партии, мастера Афанасия Дулова, дедушка вступает в комсомол. Вступление в комсомол не освобождало от обязанностей, не сулило никаких материальных благ, оно давало человеку одну привилегию – брать на себя больше и трудиться лучше других. Сейчас трудно понять, почему усталость, недоедание, бытовые неудобства не делали людей раздражительными, злыми, почему не иссякал их энтузиазм? После беседы с моими бабушкой и дедушкой я поняла, что чувство ответственности перед Родиной было присуще большинству советских людей. Человека ценили по тому, сколько он мог сделать для страны и как умел включаться в общую работу, считаться с мнением других. Бабушка вспомнила строчки популярной тогда песни: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Я невольно сравниваю это с сегодняшним днем. Они не сомневались в том, что их страна самая сильная, самая лучшая – мы чаще слышим, что Россия отстала от других стран. Они гордились своей страной – нам бывает часто обидно за свое Отечество. Они не сомневались в том, что Родина нуждается в их подвигах – мы со страхом смотрим в завтрашний день, потому что тысячи специалистов не востребованы страной. Вот поэтому святые для того поколения слова: долг, Отчизна, обязанности – сейчас звучат иначе. Может быть, поэтому мы чуточку завидуем, когда слушаем рассказы о подвигах старшего поколения. Дедушка рассказывал, что войну сначала приняли несерьезно, считая, что Красная Армия быстро разобьет немцев. Но затем, когда она начала терпеть поражение за поражением, мальчишкам казалось, что Родину спасут именно они. Дедушка считает, что очень точно передал настроение мальчишек военных лет десятиклассник Овидий Любовиков, ставший впоследствии известным кировским поэтом, своим стихотворением "В строй!":
Меня не сломит ни стужа, Ни бешеный шквал огня. Родина, дай мне оружие, В строй призови меня!
После получения похоронной на старшего брата Михаила, в которой было сказано, что он "под местечком Погорелое Городище в боях за Родину пал смертью храбрых", у дедушки окончательно созрела мысль любой ценой идти на фронт и отомстить за смерть брата. "В моей мальчишеской голове никак не укладывалось, как это такого сильного, здорового могли убить", - вспоминал он. В том году дедушке исполнилось 15 лет и он имел полное право поступить в организованную для подростков школу. Известие о решении сына было встречено в семье по-разному. Отец сдержанно сказал, что Женя уже достаточно взрослый и вправе сам выбирать свой путь. А мать, боясь, что лишится еще одного сына, плакала, уговаривала, умоляла остаться. В школу нельзя было поступить без согласия родителей, поэтому мальчишки выкручивались, как могли. Знакомый дедушки, Володя Соболев, например, просто подделал подпись родителей, а дедушкину мать помогла уговорить соседка Зоя. При медицинском осмотре у дедушки был обнаружен исключительный слух. Он рассказывал, как это происходило. Слух проверяли специальным аппаратом – камертоном. Врач подносил его к уху, и аппарат издавал протяжный звук. К удивлению врача, дедушка слышал сигнал даже тогда, когда специалист его уже не слышал. И дедушку направили учиться на радиста. В одной из статей о юнгах-кировчанах1 можно прочитать: "На перроне перед посадкой в вагон командир построил ребят, первых посланцев Кировской комсомолии. В потрепанных пиджачках, в измятых широких брюках, неловко потоптавшись, они кое-как выровняли шеренги. Командир посмотрел на строй и еще острее понял, что перед ним совсем еще дети: нетронутые бритвой лица, худенькие плечи. Следя за выражением устремленных на него доверчивых глаз этих "салажат", командир предупреждающе произнес: "Там, куда вы поедете, будет очень трудно. Суровая земля, камень, сильные морозы, ничего готового там нет – ни жилья, ни учебных классов. Ни-ч-ч-чего! Все придется строить своими руками. Каждому ли такие трудности будут по плечу? Кто колеблется, кто твердо не решил, пусть останется здесь и выйдет из строя". Охотников покинуть строй не оказалось". К Архангельску через Вологду двое суток ехали в товарном вагоне, спали на нарах вповалку, но никто не был в обиде. Сразу же завязывалась крепкая дружба. Для мальчиков из глухого тыла война дала знать о себе уже на второй день дороги: на станции Буй (Вологодская область) в небе появились немецкие самолеты. А в Архангельске многие из кировских мальчишек впервые увидели море. В книге Пикуля подробно описано местечко Савватьево на Соловецких островах. Изучив собранные дедушкой материалы о Ћребячьей академииЛ, я могу теперь добавить, что некоторые корпуса школы располагались еще и в Кремле Соловецкого монастыря. Это совсем на другой стороне Соловецкого острова. И в той и в другой части школы обучали разным специальностям. В Савватьево базировались будущие радисты, рулевые-сигнальщики и боцманы торпедных катеров. Дедушка вспоминает, как старшины и офицеры показывали юнгам земляные тюрьмы. Обучение, по его словам, проходило в кирпичном здании бывшей женской тюрьмы. О тюрьме напоминали решетки на окнах, надписи на стенах мрачных камер для заключенных. Как известно, морская форма юнг включала бескозырку с ЋдевчоночьимЛ бантиком. Как выглядела эта бескозырка, сейчас трудно представить, поскольку нигде нет ее точного изображения. Мы с дедушкой восстановили ее форму. Бантик находился на правой стороне бескозырки, размер его составлял примерно 8 сантиметров и был выполнен из черной шелковой ленты. Напряженная учеба длилась по 10-12 часов в сутки, над головами то и дело гудели немецкие самолеты, а мальчишки оставались мальчишками. Дедушкин друг Болдырев А. вспоминал, как их рота однажды разбежалась в погоне за белкой и командиру долго пришлось собирать увлекшихся охотой мальчишек. Когда не было поблизости старших, совсем по-ребячьи играли юнги в чехарду, до хрипоты спорили, какое море лучше. Дедушка мечтал о Черном море, потому что о других морях знал гораздо меньше. Желание дедушки осуществилось. В августе 1943 года, вместе со всеми выпускниками дав клятву верности Родине, он был направлен на Черноморский флот. Полный текст клятвы я нашла в буклете ЋОни вошли в историю России: соловецкие юнгиЛ. "Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву!.. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных и самых смелых, самых храбрых советских моряков…Л И сейчас эти простые, искренние и в то же время торжественные слова не могут оставить равнодушными, они вызывают огромное чувство восхищения этими людьми. Первым и единственным боевым кораблем дедушки стал линкор ЋСевастопольЛ, впоследствии награжденный орденом ЋКрасного ЗнамениЛ за участие в войне. Со сложными обязанностями штурманского радиста семнадцатилетнего юнгу познакомил Вадим Василевский, юнга первого набора, которого очень скоро перевели на другой корабль. Уже через месяц военной службы дедушка стал главным радистом на корабле. За свою военную биографию дедушка получил много наград: орден "Отечественной войны" I степени, медаль "За боевые заслуги", медаль Ушакова, "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией". Каждая вызывает у него много воспоминаний, но одна из них особенно дорога дедушке. Это его первая медаль ЋЗа боевые заслугиЛ. В октябре 1944 года линкор ЋСевастопольЛ вместе с другими кораблями должен был с моря огнем артиллерии поддерживать наступательные действия 3-го Украинского фронта. При выполнении задания корабль попал в сильнейший шторм, и в сложных погодных условиях радиопеленгатор стал давать сбои. Положение корабля осложнилось тем, что рядом находилось минное поле. От скорости исправления аппаратуры зависела жизнь 1800 человек экипажа и еще нескольких тысяч солдат, сражающихся на берегу. Ночью под ударами сильнейшего ветра радист должен был подняться на 30-метровую мачту и проверить соединение 4 кабелей в стальной трубе. Неисправность была вызвана артиллерийским обстрелом, и дедушка сумел устранить ее. Движимый радостью и желанием как можно быстрее сообщить о выполненном задании, он, как мальчишка, скатился по поручням лестничных переходов до штурманской рубки. Опасность для корабля была настолько серьезной, что штурман почти выкрикнул: ЋСрочно пеленг!Л После выполнения задания корабли вернулись на базу в город Поти. А через несколько дней штурман, другие командиры и несколько матросов, в том числе и 17-летний радист Женя Жуйков, были представлены к правительственным наградам. После получения медали огромная радость и гордость переполняли сердце. Все поздравляли недавнего юнгу, обнимали, хлопали по плечу, понимая, что безусый мальчишка совершил настоящий подвиг. Часто рассказывая о своей военной молодости, дедушка каждый раз переживает ее заново. Он всегда считал и считает, что мальчишки суровых 40-х годов должны рассказывать мальчишкам следующих поколений о пережитых событиях и чувствах. ЋПусть ребята, уходящие служить во флот, знают о том, каким почетным делом считали это мы, - говорит он, - пусть хранят наши традиции, учатся любить и защищать РодинуЛ. |