Литературная Вятка

Ульяна Шарапова, 9-а класс Науч. руководитель Н.В.Черных

"Оставаться самим собой"

(Творческий путь А.И.Мильчакова)

В 2000-ом году кировскому поэту Алексею Ивановичу Мильчакову исполнилось бы сто лет. Одна из статей о нем так и называется: "Ровестник века". Его первая книга вышла в 1954 году, когда автору было уже 54 года, но это не значит, что до этого времени Алексей Иванович не печатал своих произведений.

В автобиографии он вспоминает, как в тридцать лет написалось его первое стихотворение: "Внизу, на дворе ребята азартно играют в бабки, а я ворочаю тяжелые, как булыжники, слова, и они никак не лезут в размер задуманного мною стиха. Наконец мне удается зарифмовать восемь строчек о девушке и птицах…". Позднее он с иронией напишет:

Сказав о ней в своих стихах,

Я стал поэтом средь мальчишек.

Тогда я радовался, как

Из клетки выпущенный чижик.

Сам Алексей Иванович считал, что в его стихах "имеют какую-то ценность только строки о природе родного края". Действительно, о природе он писал с любовью, ярко и весело, не случайно название его последней книги – "Грозы и травы".

Праздник дождя

Наш квартальный двор безмолвен,

Но надолго ль тишина?

Чехарду далеких молний

Наблюдаю из окна.

Тишине такой не верьте –

Вот уже и к нам во двор

Сорванцом ворвался ветер

И метнулся под забор.

А за ветром тотчас ухнул

И ударил в бубен гром,

Дождь веселый звонко стукнул

По асфальту каблуком.

Понимаю я по стуку

Каблуков, что дождь не зря

Нынче пляшет топотуху –

Нынче праздник у дождя.

В 1919 году А.Мильчаков по делам службы отправляется в Москву, где живет в гостинице "Гренада". Жилось голодно. Ворчание желудка усмирялось молодостью и оптимизмом. Именно тогда ему посчастливилось услышать бас Шаляпина и познакомиться со стихами Есенина, который впоследствии стал одним из его любимых авторов. В стихах А.Мильчакова той поры чувствуется влияние Есенина.

Из детства помню только паперть –

Ее пудовые гроши,

Да на стекле дорожки капель –

Следы исплаканной души.

Меня уму учила бурса,

Я матерью обшит, одет.

Запомнилось, как окунулся

В борьбу четырнадцати лет.

Унес верижные оковы,

В озерах глаз заудив грусть,

Платочком бледно-васильковым

Махнула из черемух Русь.

Уже в Вятке, в середине 20-х годов, он приобретает книгу избранных стихов Пастернака, и она настраивает его на новый лад. В его стихах появляется необычность, запутанность словесного узора, парадоксальность сравнений и усложнение ритма.

Повестью задворок

Палевых берез

Кончилось. Как ворог

Я ушел всерьез.

Лучше участь жалких!

Лишь бы над тобой

Не кружились галки

Черною судьбой.

Злился. И, однако,

Вечер был, как сон,

Как у Пастернака

Был лазорев он.

Я хотел погони,

Я желал назад,

Но в чужих ладонях

Спрятаны глаза.

Лучше с ней – с другою

И спокойней – в путь.

Песни бичевою

Солнце мне тянуть.

Друзья по литературному объединению стали называть его формалистом, упадочником, зараженным есенинщиной и пастернакипью и вообще подозрительно отнеслись к его поэтическим опытам. А Алексей Иванович отмалчивался и упрямо думал, что в стихах нужно быть самим собой.

Клони меня, как стебель злака,

Сгибая над листом дугой!

Стихи пишу под Пастернака,

А быть хочу самим собой.

"Должно быть я, вопреки чаяниям моих родителей, родился книжником", - писал А.Мильчаков в своей автобиографии. Любовь к книгам привела его на работу в библиотеку имени Герцена. "Мне бы кожаные корешки любовно гладить, заглядывать – что в них, а тут предлагают быть хозяином больших богатств".

Как заведующий отделом книгохранения он сопровождает директора библиотеки в наркомат просвещения к Н.К.Крупской. Надежду Константиновну интересовало все: книжные фонды, кадры, пропаганда книги, нужды библиотеки. После этой поездки стали работать методист, массовик и книгоноша.

Написал главу Алеша

Из поэмы "Книгоноша".

Год прошел… Еще Алеша

Дал главу о книгоноше.

Два прошло… И вновь Алеша

Дал главу про книгоношу.

Что ж труда достойна тема!

Только будет ли поэма?

Действительно, поэма "Книгоноша", задуманная Алексеем Ивановичем, писалась очень долго и трудно.

А.Мильчаков, как и большинство писателей его времени, считал своим долгом прославлять важные этапы социалистического строительства. У поэта мы найдем поэму о вятской ссылке революционера Феликса Дзержинского, стихотворение, посвященное героям гражданской войны "Конармейцы", стихотворение времен Великой Отечественной войны "Наша ненависть". Однако эти стихи, написанные из идеологических соображений, не устраивали, прежде всего, самого поэта. Ведь он был необычайно добрым, мягким, веселым и дружелюбным человеком и к тому же любил юмор.

Когда у Овидия Михайловича Любовикова вышла книга "В глаза смотрю", то Алексей Иванович ответил на нее коротким стихотворением:

"В глаза смотрю" открыто и упрямо,

Вперед идут книг ваши корабли.

Удачи вам. Ей-богу, папа с мамой

Не зря Овидием вас нарекли.

Овидия Михайловича и Алексея Ивановича связывали узы крепкой дружбы, не случайно свое лучшее стихотворение А.Мильчаков посвятил именно Овидию Любовикову.

Гроза

Не ждал стихов. Хотелось первым

Законного покоя… Вдруг

Ударом ветра в раму прерван

Был вздох, сон выхвачен из рук,

Деревьев шелест залезть

Пытался под карниз,

А ветер сыпал, раскошелясь,

Серебряную мелочь вниз,

И сотрясал … стены.

В тяжелых сапожищах гром

Ходил по крыше. Несомненно,

Грозе понравился наш дом.

И в отблесках зеленоватых,

Прогнав мою усталость прочь,

В бессонной комнате сонатой

Бетховена гремела ночь.

И был похож на дирижера

Жестикуляцией своей

Мой тополь за окном, который

Метался в молниях ветвей.

Hosted by uCoz