Пятая учебная четверть Рябово. Далекие люди и близкие имена, или 10-й гуманитарный на родине Васнецовых Русская деревня одно из тех мест, где еще сохранилась народная культура, где еще поют старинные песни. Хоть все мы живем в городе и не слышали ни одной из них, но мы продолжили традицию выезжать в поселок с разученной песней из рябовского фольклора: С брусу крышка упала, Марья в семью попала, Все семье не в обычай, Мишеньке по добыче. Пошли овес молотити, Да некому по колосу ходити, Да жалко Машу пробудити. Спи-ка, ты, пушка-лапушка, Да вот тебе в изголовье подушка. Спи-ка, ты, краля дорогая, Да вот тебе перина пуховая. Какие добрые и ласковые слова говорили раньше мужья женам. Сейчас такие нигде не услышишь. А кто и скажет, да другой не поймет. Если бы у меня были средства, то, в первую очередь, я бы попыталась восстановить все утраченное, ведь настоящее – хорошо забытое прошлое. Верить, что оно вернется, стремиться самим участвовать в возврате всего лучшего должно стать обязанностью каждого. Чтобы не только видеть, но и чувствовать красоту во всем, даже в старом тополе, посаженном руками Васнецовых. (Ирина Перевощикова) Рябово понравилось мне своим спокойствием. Здесь тихо, только шумят листвой деревья. Плывут по небу легкие облака, неярко светит солнце. Здесь не думается о суетном. Торжественная в своей красоте природа располагает к размышлениям, к творчеству. Недалеко от дома Васнецовых находится солнечная поляна, усыпанная разноцветными листьями, окруженная толстоствольными вековыми дубами. На этой поляне мы играли в старые рябовские игры, водили хороводы. Здесь свежий воздух, и легко, свободно дышится. Здесь простор и приволье. И души здесь освобождаются, сердца "расправляют крылья", здесь простору мыслям нет границ. Неподалеку от реки Рябовки стоит веселый и грустный одновременно осенний лес. Деревья будто шепчут о чем-то, нужно только слушать сердцем и душой. (Мария Жданова) Высокая большая рябина, словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах. А маленькая рябинка – это живая лесная сказка. Ясень не такой яркий, как рябина. У его листьев спокойный светло-желтый цвет. Вся вершина ясеня мягко светится, будто само осеннее солнце поселилось в его ветвях. Но королева осеннего леса – осина. Летом на простушку осину никто не обращает внимания. Листья у нее невзрачные, ствол серенький – настоящая лесная Золушка. И все она чего-то боится, все время дрожит. Но осенью Золушка-осинка превращается в очаровательную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия красок. Листья осины могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым оттенком, лимонно-желтыми, багряно-лиловыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными. Прекрасна наша русская осень, не зря А.С.Пушкин назвал ее – "очей очарование". (Евгения Городилова) На виду в селе построена деревянная церковь, недалеко от развалин прежнего храма. Раньше говорили: "Через каждые семь-десять верст – село, а в нем церковь с колокольней". "Звонари бьют колокола в один и тот же час. Гудит вятская земля от звона, небо поет. Зовет колокольный звон на праздник или о беде вещает. Чтобы и в праздник, и в беду быть людям вместе". (Ольга Шкутина) Неподалеку от последнего пристанища родителей гениальных братьев виднелись какие-то развалины. Оказалось, что это заросшая бурьяном груда кирпичей – все, что осталось от некогда прекрасной первой рябовской церкви Иоанна Предтечи. От экскурсовода мы услышали историю создания храма, узнали о том, кто ее основал, кто был первым священником. А справа от развалин церкви возвышается новый храм. По тропинке мы перешли через поле и оказались у подножья лестницы, ведущей к одному из входов в храм. Созерцание его вызвало безотчетное чувство благоговения и восхищения, удивления и гордости за строителей: "Ведь могут же!…" (Роман Зырин) Не сохранилась, к сожалению, старая колокольня с чудным звоном и церковь, где братья Васнецовы впервые увидели живопись. Но ничто не исчезает бесследно. Есть их дом, ставший музеем. Запах в доме не жилой – "музейный". И порядок музейный. В комнатах почти пусто. Только висят на стенах репродукции с картин, да видны старые книги в стеклянных витринах. Дом и все, что в нем находится, - память о русских художниках, братьях Васнецовых, семьи Васнецовых, чьей родиной и является это красивое село Рябово. Отец братьев Васнецовых Михаил Васильевич был священником, знал латинский, старославянский, древнегреческий языки. И, конечно, отец определил Виктора, как и первого сына Николая, в духовное училище. Впоследствии туда отправляют и Аполлинария. Но Михаил Васильевич сердцем чувствует: не быть его сыновьям священниками, не пойдут они по-семейному пути. У Виктора – судьба художника. Аполлинарий тоже становится художником. Каждый из братьев талантлив. Аркадий – учитель, Александр тоже учитель, а самый старший Николай составил интереснейшую книгу "Словарь вятского говора".(Ольга Шкутина) Нежное чувство рождается в душе у каждого, кто посетил васнецовские места в селе Рябово. Глубинную связь времен, прелесть русской старины и память благодарных потомков соединил в себе этот неповторимый уголок прошлого! (Мария Телицина) рисунок Н.Першаковой Рябово-село Затерялось где-то, Васнецовых милый сердцу уголок. Протекает рядом небольшая речка, Ветер будоражит вод прохладных ток. Нас в селе чудесном Церковь изумила. Распахнула ставни, что хранят резьбу. И шагает осень по резным крылечкам, Выстилая людям золотом тропу. Взор пленят березы Косами златыми, А рябины гордо заплели рубин. Замерла природа, на закате лета, И осенний воздух душу опьянил. (Ирина Баранцева) Путешествие в Петергоф Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Величавая Нева, закованная в гранит своих берегов, грандиозные площади, прямые, как стрелы, проспекты и улицы, ажурные мосты, неповторимые каналы, могучие скульптурные львы. В 29-ти километрах от Санкт-Петербурга, на берегу финского залива расположен Петродворец, и именно он поразил меня своей неповторимостью и красотой. Царящая здесь атмосфера словно переносит тебя в XVIII век, век князей и графов, маркизов и баронов. Почти у каждого фонтана разгуливают "аристократы", предлагая сфотографироваться с ними либо в танце, либо в графских объятиях, а можно и на графских коленях, по желанию, конечно. И я храню несколько таких фотографий - будет о чем вспомнить. Ансамбль парков и фонтанов Петродворца имеет непревзойденное историческое и художественное значение. По замыслу и воплощению Петергоф – так назывался Петродворец до 1944 года – величественный памятник, прославляющий героическую борьбу русского народа за выход к Балтийскому морю. Парадные парки, мощные фонтаны и каскады, золоченые статуи богов и героев древности, торжественная архитектура Большого дворца, Монплезир, Марли, Эрмитаж в разнообразной художественной форме выражают одну идею – величие России. Блеск золота, архитектурная пластика фасадов, мощное движение и шум низвергающейся воды – все создает ощущение торжества. И это все предстало передо мной во всей красоте. В парках Петродворца – загородной резиденции русских царей – меня ждали поразительные водные феерии. Некоторые из фонтанов (так называемые "шутихи") начинают бить внезапно. Я наступила на какой-то потайной камешек, и со всех сторон на меня полилась вода. Не могу сказать, что это было неприятно или некстати, ведь стояла такая жара. Жемчужина парка – ансамбль Большого каскада, вода ниспадает здесь по семи порогам. Каждый из порогов окаймлен фонтанами и позолоченными статуями богов и героев. В центре завершающего каскад бассейна возвышается на скале мощная фигура ветхозаветного героя Самсона, раздирающего пасть льва. Из львиной пасти льет мощный фонтан, столб воды вздымается на двадцать два метра. Эта скульптурная группа окружена небольшим водоемом, струи воды бьют из пастей дельфинов или из рогов, в которые дуют тритоны и водные нимфы. Все вместе образует центр изысканной и грандиозной композиции Большого каскада. Две звезды образует система из восьми аллей, расходящихся от фонтанов. Эти фонтаны показались мне настолько мощными и грациозными, что захотелось просто залезть на них, и пусть меня со всех сторон облила бы вода… В минуты самого пекла мне было приятно, наконец-то, снять босоножки и погулять босиком по Финскому заливу. Я шла все дальше и дальше от берега, но было все также мелко, по коленки. Я долго гуляла по заливу и собирала красивые камешки. Мне показалось, что главным или точнее наиболее интересным зданием восточной части парка является летний дворец Петра I Монплезир, что в переводе означает Моё удовольствие. И в самом деле, большое удовольствие пройтись по дворцу Петра I, где находится большая коллекция голландской и фламандской живописи XVII-XVIII вв. Архитектурное решение фасадов дворца простое и лаконичное, зато интерьеры оформлены пышно и художественно: изящная роспись на потолках, лаковое панно, изысканная лепка. Но еще приятнее представлять, как в нем отдыхал сам Петр. Интересно представлять какие-нибудь сцены из его жизни (например, как он смотрел на Финский залив, выпрямившись во весь рост и сложив руки на груди), смотреть на предметы, которыми пользовались он и люди того времени. Меня удивила его кровать, когда, будучи сам высоким, он спал на кровати, чуть ли не в два раза меньше его самого. Принимая гостей, он подшучивал над ними различными способами, как, например, в Гротах Большого каскада: с гостями происходили различные ситуации, хотели гости отведать фруктов со стола или же просто пройти под небольшой аркой - их тотчас обливало водой. Большой дворец – композиционный центр Петергофского ансамбля, объединяющий в единое художественное целое Верхний и Нижний парки. С террасы Большого парка открывается величественная панорама Большого каскада, канала и моря. Монументальный, и в то же время изящный по силуэту, дворец – блестящий памятник барокко. Кажется, что он возносится над вершинами деревьев, над всем парком. В нем представлены коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, скульптуры и прикладного искусства. После посещения Большого дворца (восстановленного после войны) остаются незабываемые впечатления. В парадных залах и жилых покоях зеркала расположены друг против друга, и создается впечатление, что они увеличивают размеры комнат. А какие замечательные люстры. Особенно же мне запомнился картинный зал с 368 портретами самых разных девушек: девушка, сидящая у стола или девушка-цыганка, глазки которой увидят тебя в любой части зала. Я была переполнена просто непередаваемыми чувствами. И мне хорошо запомнилась одна иностранная старушка, которая продолжала кататься на тапочках по блестящему полу дворца, даже после того, как упала. Вот такая туристка. Итак, в моей жизни появилось еще одно место, куда бы я желала вернуться. Мне хочется вновь и вновь восхищаться красотой и неповторимостью старинного Петергофа. |