Литературная Вятка

Ольга Нелюбина, 11-в класс

Науч. рук. Л.П.Ситникова - ст. науч. сотр. музея А.Грина

Афоризмы А.С.Грина.

Опыт литературного цитатника

(Фрагменты исследования)

«Во всякое дело он вкладывал столько увлечения, что заражал энергией самых холодных людей…»

А.Грин «Сокровище Африканских гор»

Многие восхищаются своеобразием гриновской прозы, обращаются к цитатам из его произведений, ставшим афоризмами, например к словам Артура Грея из феерии «Алые паруса»: «Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

К составлению сборника афоризмов А.Грина, своеобразного опыта литературного цитатника, мы обращаемся впервые, и хотелось бы, чтобы любимые нами строки стали миром мудрой мысли и для вас.

По поводу художественного своеобразия А.С.Грина написано немало. Стоит назвать такие имена, как В.Россельс, В.Ковский, Н.Кобзев, В.Харчев. Исследователи творчества А.Грина не раз останавливались на вопросе лаконизма и афористичности гриновской фразы. Мы же в своей работе постараемся собрать воедино афоризмы писателя, встречающиеся почти в каждом произведении, не претендуя на полноту освещения материала.

В письме к брату Ф.М. Достоевский говорит: «Человек есть тайна, ее надо разгадать…». И разгадкой этой тайны продолжил заниматься А. Грин. В своих произведениях он обращается ко многим вопросам, волнующим человечество во все века: жизнь и смерть, чувства человека, искусство, проблемы писательства. В каждом рассказе он касается вопросов, затрагивающих душу человека. Герои произведений Грина нередко задумываются о «странностях человеческой жизни, о тайных извилинах души, где рождаются и гаснут желания, - двуликие, как и все в мире, смутные и ясные, сильные и слабые».

А. Грин подходит к человеческой сущности с разных сторон. В рассказе «Тихие будни» он говорит: «…в великой боли и тягости жизни редкий человек интересуется чужим «заветным» более, чем своим, и так будет до тех пор, пока «заветное» не станет общим для всех, ныне же оно для очень многих – еще упрек и страдание. А людей, которым и теперь оно близко, светлой своей сущности – легко лишь угадать, почувствовать, подслушать».

А в рассказе «Зурбаганский стрелок» Александр Степанович пишет: «Человеку свойственна привычка подходить к своему ближнему с осторожностью большей, чем у диких зверей друг к другу».

Герои Грина живут в воображаемом мире, но в них мы прозреваем себя – в лучших своих побуждениях; иногда различаем упрек себе; почти всегда – дружеский жест, поддержку, обновление смысла старинных понятий: вера, надежда, любовь. Хрестоматийными стали слова Артура Грея из феерии «Алые паруса»:

«Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

«Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, оперетточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».

Много места в творчестве А.Грина занимает и тема облагораживающего воздействия искусства на человека. Искусство должно насытить потребность человека в необычайном. Эту потребность Александр Степанович считал самой сильной «после сна, голода и любви».

Искусство – великое орудие добра. Более того, его просто нельзя употребить во зло. В «Черном алмазе» арестант, сбежавший с каторги, посылает музыканту письмо – настоящий гимн искусству и его роли в жизни человека: «Да, я был потрясен, слушая вас, - говорил он. – Богатство мелодий, рассказанных вами на дворе Ядринского острога, - заставило меня очень глубоко почувствовать всю утраченную мной музыку свободной и деятельной жизни…Такова сила искусства… Искусство – творчество никогда не принесет зла… Оно является идеальным выражением всякой свободы».

Как писателя-художника Александра Степановича волновал и вопрос зла в искусстве. В рассказе «Искатель приключений» герой, гениальный художник, спасаясь от темных разрушительных начал своего таланта, навсегда скрывается в сельскую глушь, чтобы никто не увидел среди его картин «злого искусства», воплощенного с «ужасной силой гения».

Об искусстве, как большом зле, А.Грин говорил в романе «Блистающий мир»: «Тема искусства – красота, но ничто не причиняет столько страданий, как красота. Представьте себе совершеннейшее произведение искусства. В нем таится жестокости более, чем вынес бы человек».

Но все-таки к победе писатель приводит светлые и прекрасные стороны искусства: «Творить – это ведь, - разделять, вводя свое в массу чужой души», - пишет он в «Блистающем мире».

У каждого писателя есть свои фразы – ключи для входящих в его мир. Мотив «тоски об ином» у К.Паустовского, «несбывшегося» у А.Грина. «Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараемся понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дрожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?

Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня».

Правда и вымысел, реальное и фантастическое тесно переплетены в творчестве А.С.Грина. И это несомненно, как несомненно и то, что для самых смелых гриновских фантазий всегда отправной точкой служила жизнь. Писатель мало рассказывал о себе, не хранил черновиков, не собирал скурпулезно архивов, справедливо полагая, что все о нем поведают его книги. Он не раз подчеркивал: «Вся моя жизнь – в моих книгах. Пусть потомки и ищут ответа». Поэтому сейчас кропотливо трудятся писатели, ученые, музейные работники, стремясь воссоздать точную и максимально подробную биографию А.С.Грина.

И хотя немало сделано, особенно в последние годы, в жизнеописании А.Грина все же существуют «белые пятна», которые необходимо заполнить.

Работой над рефератом мы попытались заполнить одно из таких «пятен», собрав воедино цитаты из множества гриновских произведений, цитаты, которые должны быть незаменимым помощником каждого гриноведа, да и просто любящего русскую книгу человека. Литературный цитатник, составлен нами из афоризмов, встречающихся в произведениях А.Грина. Цитаты расположены по темам и выстроены по алфавиту.

Hosted by uCoz