Под созвездием ЭЛИКЭ

О.Зарубин, М.Новоселов, Д.Петряков, Р.Усатов, 11-г кл.

Научный рук. Бокарев Б.В.

Анализ творчества рок-группы «Торба-на-Круче»

Распад рок-культуры в конце XX столетия стал очевиден. И причины его в «разорванности сознания», несоответствии новых жизненных ценностей прекрасным идеалам, предложенным контркультурой в далекие 1950-60-е. Торжество эмоций над разумом, провозглашение «внутренней свободы», дающей право на отклонение от любых норм показали утопизм идей. Лучшие произведения молодежного искусства проникнуты грустью, и судьбы их героев, как правило, разрешаются трагически.

Рок-культура стремилась из концертных залов на площади. «Использовались приемы, искажающие реальное изображение, как стилистические, световые и звуковые эффекты. Применялась особо чувствительная пленка, рассеивающие фильтры, смягчающие, делающие гибким колорит, наблюдалось бегство от стандарта, жесткой нормативности жизненного уклада, монотонности существования, одинаковости городского пейзажа, на котором снег всегда одинаково сер, а небо выглядит закопченным, повторяемости развлечений, механистичности труда». Мечущийся герой рок-культуры еще несет в себе то, что в жизни уже сделать невозможно, так как волна протеста уже утратила силу и не может пойти наперекор неоконсерватизму. На смену ему пришел новый человек, тоже недовольный порядком, но уже не брезгующий никакими средствами, сторонник сильной авторитарной власти, готовый отказаться от многих демократических институтов. «Моя жизнь кажется нереальной, / Мое преступление – это иллюзия, / Я все это представляю скверно написанной пьесой / В которой я должен играть…» (Саймон и Гарфанкел).

Творчество группы «Торба-на-Круче» приходится на рубеж XX-XXI веков, то есть время заката рок-культуры в России, дробления ее на мелкие составные части от экспериментального, от жесткого оппозиционного (в том числе и угасающего панка) до коммерческого поп-образца (напр., Земфира, группа «Звери»). Мы поставили перед собой задачи: определить место «Т-н-К» в пестроте отечественного рока, их потенциальный уровень, их качество музыки, смысловое содержание песен (в том числе анализ психиатра), заимствования и оригинальность стиля. Мы имели возможность прослушать фактически все известные песни группы, проанализировать тексты, обратиться к юношеским литературным увлечениям Макса Иванова и его друзей, проверить свои выводы в беседе с друзьями «Т-н-К» и ценителями их творчества. Экономико-культурологическая направленность исследования предполагает также изучение такого вопроса, как коммерческая сторона в творческой деятельности «Т-н-К».

Рок-музыка в России прошла тот же путь, что и на Западе, в частности отметим такое явление, известное с 1970-х годов, как «синтез рока», то есть коммерческое, оригинальное место каждой группы в общем потоке молодежного музыкального искусства. Для того, чтобы выделиться, группы или их поклонники стали сами придумывать себе необычные стилевые названия. «Т-н-К» определили свой стиль как «брит-head». Но нас это название не устроило, так как оно просто эпатажное, а значит коммерческое, в Интернете мы не нашли определения этого стиля (действительно ли оно существует?). Поэтому мы попытались дать определение художественного направления группы самостоятельно, внимательно прослушав их песни.

«Формулу» направления в музыке «Т-н-К» мы бы дали такую: психоделический бард-барокко-глэм-рок (или просто арт-рок). Олег Ткачев (менеджер первого состава «Т-н-К») указал нам на значительное место хард-рока в песнях «Т-н-К», но мы пока ставим под сомнение это утверждение.

«Т-н-К» - молодежная интеллектуальная группа. Отрешенность от обыденности жизни (хотя она присутствует в песнях), уход в мир Толкиена и К.Кастаньеды, возможно Ф.Соллогуба, – для многих почитателей их творчества не главное. Все фанаты рока привыкли к «шаманству» Б.Гребенщикова и идущих за ним, и поэтому они даже не пытаются расшифровывать «письмена богов». Главное, что привлекает слушателей в исследуемой нами группе – это музыка, и даже голос Макса Иванова – воспринимается как музыкальный инструмент даже не солирующий, а полифоничный флейте, гитаре...

От барокко: стремление в бесконечность, путь от хаоса к гармонии сфер, контрастность, полифоничность, театральность, наличие ярких цветовых (музыкальных) пятен, поэмное развитие темы, наконец - мироощущение: жизнь есть сон. Все это присутствует в музыке «Т-н-К» на всем протяжении их творчества как в силу общественного положения страны, так и в литературных симпатиях, в сознательном отказе от проблем реальности. Герой их песен постоянно терпит поражение, если судьба сводит его с жизненной реальностью, с женщиной. Как истинный петербуржский интеллигент, герой песен готов пожертвовать всем: даже отдать свое сердце, но ему не суждено быть соучастником счастья. Кто он - новый демон, подобный главному герою картин Михаила Врубеля? Пожалуй, не совсем так. «Антигерой» «Торбы» бежит от людей, от их заурядных проблем. Образ женский в песнях традиционно приземленный, а «наш герой» постоянно стремится уйти в небо, тем самым, избавить себя от суеты:

«Уплыть от суеты. / Он не ломал себе голову в поисках смысла, / Не «парился»: в чем тут суть. / Он улыбался, глядя на землю» («Сны корабелов»).

Группу всегда отличала мелодичность как характерное явление национальной культуры, доверительный диалог со зрителем.Мы не найдем в песнях «Т-н-К» социальных тем, а общественное свое направление рок-группа определила как «язычество без Герцена». Получается: вместо колокола – бубен. Принц-эльф – это юный образ как М.Иванова, так и всей группы, а затем на смену ему приходит образ ангела-хранителя условно христианский, протестантского типа. Ангел прилетает. Он странный в своих поступках, но «не псих», и сам порой нуждается в человеческой доброте, тепле, уюте. «Несу к тебе / Свою судьбу / Каждый день, / Каждый час» («Разговор с ангелом»).

Встреча с менеджером первого состава «Торбы-на-Круче» Олегом Ткачевым, ныне директором Кировского Центра поддержки некоммерческих организаций, дала возможность нам глубже понять своеобразие стилевого направления группы, смысл текстов песен на различных творческих этапах.

«Т-н-К» начинала свой творческий путь в Вятке в тот момент, когда большинство групп играли англоязычный рок. «Торба» отдала предпочтение русскоязычному. Это не значит, что не было кумиров среди западных музыкальных составов. Увлечение «Пинк Флойд» (периода «Стены», 1980) не переросло в прямое подражание, а внесло какой-то высокий дух, пафос в песни группы. Мы считаем, что музыкальное творчество «Т-н-К» лежит на таких китах, как экспрессия «Лед Зеппелин», психоделия «Джентро Талл», подчеркнутая театральность Мика Джаггера. Но «ТНК» формировалась также под влиянием отечественных образцов: песен А.Башлачева, Б.Гребенщикова («Радио Африка»), отчасти К.Кинчева и даже «Калинова моста» и Г.Сукачева. Но и это, безусловно, было не слепое подражание своим кумирам. Музыкальный стиль на раннем этапе можно определить как синтез толкиенизма с отечественным фолк-роком: Эльф-принц в бархатной накидке.

Период поиска собственного стиля совпал с повальным увлечением «продвинутой молодежью» книгами Толкиена. Ничего удивительного тут нет. В XX веке кто-то интересовался легендарной Землей Санникова, кто-то Швамбраниями, ну а кому-то любезнее было Зазеркалье. Игра «маленьких принцев» из «Т-н-К» была продолжительной и не ограничилась только музыкой. В Вятке сложился неформальный, чрезвычайно активный молодежный культурный очаг. Молодых людей, объединенных брэндом «Торба-на-Круче», увлекало все: театральные глэм-действа на площади (например, акция «Против такой погоды» с 15-минутной голодовкой, под лозунгами: «Пусть всегда будет солнце!»), литературные поэтические вечера со склонностью к ОБЕРИУТству, во главе которых стоял «второй Есенин наших дней» Литусов. Амбициозность Макса Иванова породила стихи и сказки, сочинительством которых увлекались все, кто считал себя членом этого творческого объединения. Душой легендарных сборников «Нас-ратъ» и журнала «12х13» (четыре выпуска) стали художники Слава Пленков и Юля Серегодская. С той поры сохранились и афиши, выполненные с большим художественным вкусом и, естественно, с запечатленным образом Принца-эльфа, который так трепетно и долго Макс Иванов носил в себе. Жанр данных литературно-художественных изданий определялся просто – стеб.

Стихийно в недрах творческого объединения стали складываться не только новые мифологические образы, но и язык, и даже валюта достоинством в «Одну микрофонную стойку», которая приравнивалась к 25 российским рублям.

Итак, время идеалистов рок-музыкантов, бардов-романтиков завершается. И перед каждым автором, исполнителем встают вопросы: идти в шоу-бизнес или же предать его анафеме, и если продаваться, то в какой мере? Фактически, вечные проклятые вопросы русской интеллигенции: что делать? и с чего начать? Стоят эти вопросы и перед «Т-н-К». Это уже не озорные мальчишки из города Вятки, а взрослые мужчины из Питера, с обязанностями перед семьями, перед друзьями, родными в этом дорогом мегаполисе. Как сохранить верность принципам, своему стилю? «Торба» честна перед своими поклонниками, и те отвечают ей преданностью. Концерты «Т-н-К», как правило, малобюджетны, но на них особая, доверительная царит атмосфера. Подобные концерты можно называть «встречей друзей».

Приложение

По нашей просьбе анализ текстов «Торбы-на-Круче» с точки зрения общей психопатологии провел выпускник нашей школы, а ныне студент медицинской академии Алексей Кошкин. В своих выводах он опирался на труды видных психиатров: П.Г. Сметанникова, А.Г. Иванов-Смоленского, В. Гризингера, Е.Harmsa

«Рассмотрение творческого акта как феномена психического, представляется настолько закономерным и обоснованным, насколько оправдан может быть анализ того или иного произведения с позиций структуры текста или, скажем, установления внутренних онтологических связей внутри элементов того или иного опуса. Итак, рассмотрение текстов песен группы Торба-на Круче с позиций феноменологической общей психопатологии необходимо по ряду причин: во-первых – перегнув рубеж XX столетия, мы поселились в эпохе тотальной информатизации жизни, что потребовало (подчас болезненного) переформатирования психической сферы; во-вторых – феномен психической жизни, высказывание, синдром – семиотически тождественные дискретные образования, синтезируя которые, возможно создать (генеративно) нового качества представления о творчестве Т-Н-К; и наконец подойти к пониманию явления психического мозаицизма как основополагающего принципа современного творчества.

I. Тексты Т-н-К и симптоматика «больших» психозов

1. Делириозный синдром представляет собой нарушение сознания больного в связи с наплывом ярких зрительных галлюцинаций, коих больной является деятельным участником, а не остается сторонним наблюдателем.

Т-н-К описывают делирий (наркотический) в песне «Сакатека». Причем явно просматривается равноправное взаимопроникающее существование двух плоскостей цитируемого текста: культурологический пласт и психопатологический:

Я точку сборки посдвигал, - начало действия с участием «я»
И мент меня арестовал,
Дубинкой 2 ребра сломал... - угрожающий катастрофический характер
И там я понял, что искал, - бред паранояльного свойства (отрывочный)

Кого ловил, того поймал - двигательное возбуждение.

Все передул, передышал, - указывает на наркотический генез
Переколол, переторчал.
Астрал-ментал... - речевая спутанность
А Дон Хуан все время знал... - культурологический пласт
А Сакатека танцевал,
Танцевал...

«В отдельную реальность сдал» - можно было бы принять слово «реальность» за проявление речевой спутанности (попало в текст случайно вместо слова «камера»), однако оно является основным маркером, указующим нам на то, что Т-н-К ясно представляли себе «иную реальность» делирия, на основе какого-либо текста (будь то учебник, справочник по психиатрии наркозависимости или слышанные где-либо рассказы наркоманов об их делириозных впечатлениях). А иначе, как объяснить столь рельефное описание клиники делирия, которому могут позавидовать и учебники и справочники?

2. Дифференциальный диагноз делирия с онейроидом (состояние помраченного сознания, при котором галлюцинации носят масштабный сценический характер, при котором больной является безучасным сторонним наблюдателем). Можно провести, приняв во внимание отличительные черты данного болезненного состояния сознания. Такие как постановочный характер и глубокая внутренняя логика онейроидных сцен с одной стороны и паралогика с бредовым компонентом, характерная для делирия с другой стороны. При делирии больной оказывается непосредственным «участником» событий разворачивающихся в болезненном состоянии: «Я точку сборки посдвигал, / И мент меня арестовал». При онейроиде же больной остается безучасным наблюдателем постановочных сцен.

Косвенно (текстово) можно говорить, что в тексте песни «Помощь» есть указание на гебефренический синдром. Дурашливая задорность рифмы, достигающая своего абсурдистического апогея к концу текста песни «Помощь»: «Я воровал там светлый эль, / А ты – фотомодель».

Фон эмоциональный ригидности, отсутствие отношения (дифференцированного и прочувствованного) к объекту «встречи». Лишь немотивированная «эка радость».

Эмоциональное оскудение как феномен шизотипической психической деятельности и дурашливое отношение к серьезным вещам в данном контексте являются лишь следствием общечеловеческой тенденции новейшего времени и обесцениванию всякой психической напряженности и в первую очередь сексуальной. Недаром герой… «уже не ждет» помощи, «но дома взрывают……» («Здравствуй, проходи»).

3. Феномен аутизма – стремление личности к направленности всех душевных движений внутрь Я. Психическая жизнь аутиста сосредоточена внутри собственного мира («Пускай я чувствую больше, чем расскажу». Утро на травах). Высказывание подразумевает далее некое НО, которое в дальнейших строках аморфно сексуализируется, декларируя наставший дефицит аутизма, еще явственнее показываемый в тексте «Псих», где бред – отношение, сквозящее в навязчивом повторении темы: «Скажи мне, что я не псих» является производным текстового феномена интимизации (как альтернативы аутизации)

Буду жить для тебя, не буду жить для других

(«Псих»)

Это победа твоя - / Больше мы не воюем / Это победа моя - / Больше я не существую.

(«Все, что ты оставила мне»)

II. Невротические и психопатические проявления. По сложившимся в психиатрической науке представлениям неврозы – это психогенно возникающие невыраженные психические расстройства, которые не достигают степени грубых нарушений, отражения реальной действительности и не сопровождаются значительными изменениями поведения.

1. Невроз навязчивых состояний. Невротический компонент в творчестве ТНК проявляется в виде навязчивого цитирования напр. «Зимняя сказка» «Труба» от Михалкова до Цоя. Многократность повторений, что представляет собой компонент обсессивный. Четких указаний на фобический невроз (навязчивые страхи) выявить не удалось, что однако не говорит о том, что фобический компонент не характерен для текстов Т-н-К, ввиду малого объема представленного текстового материала.

2. Психопатии. Это группа психических заболеваний, которая представляет собой аномалии характера, дисгармонию личности, патологическую личность. Характерологические изменения при психопатиях должны более или менее грубо нарушать адаптацию индивида к окружающей его среде. Психопатиям свойственна тотальность характерологических нарушений, при которых речь идет не об отдельных аномальных чертах характера, а о том, что личность в целом «соткана» из патологических характерологических свойств, и такая аномальная характерологическая структура отличается стойкостью в течение жизни пациента, малой ее обратимостью.

Указание на признаки астенической психопатии присутствуют в тексте «Детские клятвы» (на хрен, на хрен….), где в качестве антагонизма активной жизненной позиции мужского архетипа 19-20 века присутствует слабое капитулянтство с ипохондрическим компонентом («петь и болеть пока не закончится»).

Истерический компонент прослеживается и в экспрессивной манере исполнения, также в эгоцентризме, многочисленные «я», «мне», «у меня», так и в публичном характере подобного рода творчества.

III. Вместо выводов. Сопоставив выявленную выше феноменологию, нельзя говорить о преобладании в текстах того или иного психопатологического синдрома. Про Т-н-К нельзя сказать, что это шизофреническое паранояльное наркоманическое обсессивно-фобическое или истерическое явление. Это «калейдоскоп в глазах событий и тем: не спи, не жди, беги, рассказывай всем». Таким образом, мы наблюдаем явление психического мозаицизма, в котором психическая симптоматика равновероятно отсылает нас к разным ипостасям душевной жизни как отражения современного творческого бытия.

Hosted by uCoz