Пергаменты Клио

Надежда Назарова, 10-а кл.

Науч. рук. В.А.Коршунков

О великом и правдивом Аполлоне Пифийском

и о том, как его не понимали люди

Исследовательская работа на региональный

конгресс молодых исследователей “Шаг в будущее”(В сокращении)

История культа Аполлона в Дельфах

Начало культа Аполлона в этих местах уходит корнями глубоко в историю. Считают, что оракул на месте Дельфов существовал в конце II тыс. до н.э. О возникновении оракула в Дельфах в глубокой древности свидетельствуют не только письменные источники и мифы. На территории святилища было обнаружено множество памятников раннего периода греческой истории - микенской эпохи (ХV- ХII в до н.э.)1. У древнегреческого писателя Павсания мы тоже можем найти сведения о древности оракула на территории Дельфов. Но он, пересказывая некогда слышанные им легенды, говорит, что на этом месте раньше был не оракул Аполлона. “Оракул принадлежал совместно Посейдону и Гее <...>. С течением времени, говорят, та доля, которая принадлежала Гее, была отдана ею Фемиде, а Аполлон от Фемиды получил ее в подарок. Посейдону же, говорят, за его часть прорицалища Аполлон дал взамен остров Калаврию против Трезена” (Павсаний.Х,5,5-6). Павсаний говорил еще о том, что несколько храмов Аполлона на этом месте сменили один другой: из лавровых ветвей, из пчелиного воска и перьев, построенный священными пчелами Аполлона, из меди, каменный храм, построенный Трофонием и Агамедом (Павсаний.Х,5,9-12). Но в 548 г до н.э. знаменитый род афинских аристократов Алкмеонидов начинает восстанавливать храм. В 505 г до н.э. храм был закончен 2. Геродот даже указывает сумму, на которую был построен храм - 300 талантов (около 10 тонн ценного металла) (Геродот.II,180). Про храм, построенный Агамедом и Трофонием повествует еще один источник - гомеровский гимн Аполлону Пифийскому: “Аполлон основание прочное храму, долгое вдаль и вширь заложил, а на том основанье камень поставил в порог с Агамедом вместе Трофоний” (стр.294-296).

Мое мнение о древности оракула таково: в данном месте издревле присутствовали божественые силы, которые помогали людям, и которым они приносили дары. Доказательство я могу построить следующим образом: во-первых, о древности прорицалищ в Дельфах говорит Павсаний. Во-вторых, о том, что что-то загадочное жило в этом месте, повествует еще один древнегреческий источник - гомеровский гимн к Аполлону Пифийскому: “ни с людьми, ни с богами не сходный страшный и грозный Пифон” жил здесь (стр.351-352). Там еще говорится, что Пифон - божество злое. Но есть мнение, что Пифон был местным божеством земли, вытесненным общегреческим солнечным богом Аполлоном3, подобно славянским духам пращуров, превратившихся с приходом христианства в злых существ: русалок, водяных, леших. В-третьих, известны результаты археологических раскопок в Дельфах: найдено множество памятников раннего периода греческой истории, о чем ранее уже упоминалось. Эти данные о древности оракула в Дельфах еще больше убеждают меня в моей гипотезе о таинственных силах этой земли.

С VI века до н.э. оракул переживает пик популярности. В период VI-V вв. до н.э. в святилище велось интенсивное строительство4, туда приходило множество паломников. Греческое просвещение V в до н.э. критиковало сущность оракула и тем самым способствовало его упадку. В ту пору многие оракулы влачили жалкое существование, их деятельность ограничивалась бытовыми или сакральными вопросами. Во II в. Дельфийский оракул оживился, но когда стало распространяться христианство, оракул был запрещен.

Обычаи храма Аполлона

1) эпитеты Аполлона

Греческим богам, помимо их имен, давалось еще множество различных эпитетов в соответствии с функциями, выполняемыми богами. А, как известно, у каждого греческого бога было несколько функций, то и эпитетов у них было по нескольку5. Так и Аполлона: у него было множество различных эпитетов, но в Дельфах его называли Фебом, Пифийским и Дельфийским. Сохранилось предание, что в древности город называли Пифо (Геродот.I,54) и именно поэтому Аполлону дали прозвище Пифийский. По другой версии считается, что Аполлон получил такой эпитет по имени легендарного змея Пифона, которого он убил, чтобы завладеть дельфийскими землями и построить там храм. Существуют и другие мнения о том, как Аполлон получил свой эпитет. Но вопрос остается не до конца решенным.

2) жрецы, прорицатели, пифия храма

Весьма интересными кажутся обычаи храма. В нем распоряжались жрецы и прорицатели. Но все же центральной фигурой храма была жрица-прорицательница пифия. Считается, что пифиями всегда были только женщины. Пифия, которой пользовался Аполлон для своих предсказаний, избиралась из Среды всех дельфийских девушек. Бог, становившийся с тех пор ее единственным супругом, желал, чтобы она была красива и целомудренна. Горе святотатцу, который осмелился посягнуть на нее! Как бы тайно не было совершено преступление, оно могло быть изобличено богом. После того, как фессалиец Эхекрат похитил одну пифию, жрецы предупреждали подобные скандалы тем, что выбирали пифий не моложе пятидесяти лет, но потом вернулись к древнему обычаю. В начале культа была одна пифия, а когда влияние оракула расширилось, стало две и одна запасная. Пифии рассматривались как пассивные орудия божества. Они не принадлежали жреческой корпорации, которая пользовалась ими, требовала от них послушания и предпочитала, чтобы они были невежественными, считая тем более совершенными, чем более они походили на животных6. Еще ценилась в пифии истеричность и склонность к нервным припадкам. Исследователи считают, что это было нужно лишь для наибольшей яркости ритуала. Но я думаю, что нервозность пифии использовалась не только в таких целях. Известно, что нервные люди наиболее чувствительны. И наверняка потому пифии могли воспринимать сигналы тех мудрых сил, живших на дельфийской земле, и передавать их волю в прорицаниях.

3) обряд знамения оракула

Предсказания прихожанам давались следующим образом: перед знамением оракула пифия соблюдала пост7,

очищалась предварительно омовением водой из Кастальского источника и окуриванием в дыму, получавшемся от сжигания лаврового дерева и ячменной муки8 ( по другим источникам - лавра и мирры)9, входила в святилище в театральном костюме, напивалась воды из Кассотисского источника, брала в рот лавровый лист и, держа в руке ветвь того же дерева, входила на треножник, висевший над чем-то вроде бездны, или, иначе говоря, расщелины. Это была трещина в земле, откуда выходили вдохновляющие испарения. Пифия, опьяненная парами, выходившими из расщелины, и, овладеваемая богом, скоро впадала в исступление10 и начинала выкрикивать бессвязные слова. Около пифии во время ее экстаза всегда находились один или несколько прорицателей, схватывавших ее смутные речи и нечленораздельные звуки и составлявших из них предсказания11, обыкновенно в форме стихов в размере гекзаметра12.

Из всех дошедших до нас сведений следует заключить, что Дельфийский оракул был известен как устный оракул. А подавать вопросы в письменной форме стали в более позднюю эпоху, когда оракул стал очень известным, и туда стало стекаться много больше народа13.

Всякий вопрошавший получал через прорицателя официальный письменный ответ. Если посетитель был только представителем другого лица, то ему вручался запечатанный ответ, а пословица говорила, что в случае его нескромности он рисковал лишиться глаза, руки или языка14.

4)обряды для прихожан

Обряд для прихожан, в Дельфах иначе называемых феопропами, шел по такому сценарию: омовение в Кастальском источнике, принесение жертвы перед храмом. Потом паломники входили в храм, где происходило знамение оракула. Порядок получения предсказаний определялся жребием; исключением были те люди, которые пользовались в Дельфах привилегией промантии, дававшей право внеочередного получения ответа. Женщинам не разрешалось самим обращаться к оракулу - они должны были обязательно пользоваться посредничеством мужчин15.

История жреческого сословия и прорицаний в Дельфах

Город с храмом жили не изолированно друг от друга, а имели прочные связи: все текущие дела святилища находились в ведении дельфийцев, из их числа пополнялся храмовый персонал16. Дельфийцы считали, что жреческий сан может носить каждый человек17. А поэтому жречество не выросло в Дельфах в определенное сословие18. Поначалу жрецы, уже имея возможность управлять через прорицания греческой жизнью, не пытались сделать этого, оставаясь беспристрастными. Но впоследствии жречество не сумело сохранить этой широты идей, и Дельфы, вмешиваясь в ссоры греческих государств, потеряли репутацию беспристрастия, которая ранее столько сделала для величия храма19. И когда Дельфы стали отдавать предпочтение той или иной стране эллинского мира, стало допускаться распространение ложных оракулов. Но совершенно очевидно, что прежде чем появились фальшивые, сфабрикованные в политических целях оракулы, должны были существовать подлинные дельфийские их прототипы20.

Как и качество оракулов, изменилось и лицо жречества. После первой священной войны оно преобразилось в замкнутое сословие, живущее за счет доходов от своей ритуальной службы21. У меня возникает вопрос: тогда почему же жрецы не вынесли культ в другие места? Ведь это им, я считаю, было более чем выгодно: они бы получили больший доход. Глускина в своей статье поясняет это так: “Дельфийское жречество очень косо смотрело на организацию пифийского культа за пределами Дельфов, т.к. это нарушало монопольное положение святилища”22. Я имею на это иное мнение: я думаю, что если только в этой местности было средоточие таинственных сил, то перенести святилище оказывалось попросту невозможным, так как несколько жрецов не могли создать то огромное количество фальшивых оракулов, которые, тем не менее, сбывались. Тут очевидна помощь божества. Сведениями о правдивости оракулов тоже можно подтвердить мое мнение о том, что на территории Дельфов обитали таинственные силы, которые были направлены на помощь людям, к выводу о чем я пришла, прочитав строки гимна Аполлону Пифийскому. “Здесь я замыслил храм себе построить прекрасный и для людей прорицать”- говорит Аполлон (стр.287-288). Также о помощи божества людям говорит Геродот: “Обычно, когда какому-нибудь городу или народу предстоят тяжкие бедствия, божество заранее посылает знамения” (Геродот. VI,27). И в силу моих убеждений я думаю, что все истинные оракулы правдивы, а сфабрикованные могли быть и лживыми. Но так как в древнегреческих источниках нет сведений о том, какие оракулы были подделками, а какие даны непосредственно божеством, возникло скептически критическое суждение по поводу всех прорицаний.

Анализ оракулов

Большинство вопросов к оракулу - бытовые (бракосочетание, рождение детей, болезни и тому подобное)23.

Оракулы с бытовой направленностью мы всегда можем найти в источниках. Например, Павсаний рассказывает случай о том, как один человек по имени Эргин был некогда очень богат, но потом разорился. Он решил восстановить свое богатство и думал только об этом. Когда он снова накопил денег, он захотел иметь детей. Для того, чтобы узнать, будут ли у него дети, он поехал в Дельфы. На его вопрос о потомстве пифия ответила:

Сын Климена Эргин из славного рода Пресбона!

Поздно пришел ты и жаждешь потомства. Но все же

Попробуй на старое дышло накинуть новую петлю.

Эргин, следуя совету пифии, взял в жены молодую девушку, и она родила ему двух сыновей (Павсаний.IХ,37)

Бытовые оракулы сбывались всегда, как и оракулы по поводу колонизации. Причем, места, выбранные богом, были часто самыми удобными: ведь как не знать тем силам, что обитали в Дельфах, где лучше всего будет житься славным сынам Эллады. Вот пример оракула о колонизации, приведенный павснием: “Дельфийский бог, посылая коринфянина Архия основать колонию в Сиракузы, сказал в стихах следующее:

Остров некий лежит, Ортигия в море широком

Против страны Тринакрийской, где устье Алфея сливает

Воды свои с прекрасно текущим ручьем Аретузы”

(Павсаний.V,2-3)

Божество, пытаясь помочь людям, дает оракулы о предстоящих несчастьях. Милетянам был дан такой оракул:

В оное время и ты, о Милет,- зачинатель преступных деяний -

Многим во снедь ты пойдешь и даром станешь роскошным.

Многим тогда твои жены косматым ноги умоют.

Капище ж наше в Димимах возьмут в попеченье другие.

Тогда-то и разразилась над милетянами эта беда, так как большую часть их мужчин умертвили персы, носившие длинные волосы, а жен их и детей обратили в рабство (Геродот.VI,19).

Но порой люди не могут сделать ничего для предотвращения жестокого рока, предначертанного им оракулом. Павсаний рассказывает: “Когда Лай сделался царем Фив и женился на Эпикасте, то он получил вещание из Дельфов, что причиной его смерти будет его сын, если его родит ему Эпикаста. Поэтому он велел выбросить родившегося у него Эдипа; но Эдипу все равно было суждено, когда он вырос, стать убийцей своего отца и жениться на своей матери” (Павсаний.IХ,5,10).

Иногда потому, что люди считают свой жребий предрешенным, сдаются на волю судьбы. В Фивах, очень близко от Неистейских ворот, есть надгробный памятник Менекея, сына Креонта. Он сам добровольно убил себя, выполняя предсказание, данное из Дельфов, когда под стены Фив явился Полинник и с ним войска из Аргоса (Павсаний. IХ,25,1). Целые войска сдавались, зная свой страшный оракул, о чем и рассказывает Павсаний: “Все войско пелопонесцев ушло из Аттики, когда они узнали о смерти Кодра и о том, как это произошло: они на основании прорицания из Дельфов, уже не надеялись, что смогут добиться победы” (Павсаний.VII,25,2).

Но порой люди не понимали значения оракулов. Для некоторых из них последствия были ужасны. Например, спартанцы хотели завоевать Аркадию и спросили Дельфийский оракул о возможности завоевания ими этой страны. Пифия изрекла:

Просишь Аркадию всю? Не дам тебе: многого хочешь!

Желудоядцев-мужей обитает в Аркадии много,

Кои стоят на пути. Но похода все ж не возбраняю.

Дам лишь Тегею тебе, что ногами истоптана в пляске,

Чтоб плясать и поля ее тучные мерить веревкой.

И спартанцы стали надеяться, что они завоюют Тегею и будут делить тегейские земли, измеряя их веревкой. Но они проиграли сражение и попали в плен. И в плену они обязаны были мерить тегейское поле, обрабатывая его (Геродот. I,66).

А иногда у людей была испорчена вся жизнь ожиданием исполнения страшного оракула, так как они неправильно истолковывали прорицание. Эпаминонду было прорицание из Дельфов, чтобы он опасался моря (по-гречески - пелагос). Поэтому он остерегался входить на военный корабль и плавать на купеческих судах. Но оказалось, что бог имел в виду рощу, носящую имя Пелагос, а не настоящее море (Павсаний.VIII,11,10-12).

Порой люди, неправильно истолковав прорицание, наоборот обнадеживались и творили вещи, не предназначенные им судьбой. Царь Македонии Филипп II спросил Дельфийский оракул, идти ли ему войной на Мидию, и получил ответ: “Бык увенчан; конец его близок, и есть совершитель”. Филипп думал, что “бык” - Мидия, а он - “совершитель”. Но скоро стало ясно, что это относилось к самому Филиппу: его зарезали на свадьбе дочери.

Наиболее известна история лидийского царя Креза, которая связана с Дельфийским оракулом. Она весьма интересна и представляет собой яркий пример того, как люди неправильно истолковывали прорицание божества. Крез решил идти войной на персов, но перед этим спросил дельфийского бога о том, как удастся этот поход. Пифия ответила, что если он пойдет войной на персов, то разрушит великое царство (Геродот.I,53). Крез пошел на Персию и потерпел поражение. Его царство было разрушено, он сам попал в плен.

Я считаю, что зря обвиняют Дельфийский оракул в лживости. Люди сами оказывались настолько непонятливыми и невдумчивыми, что не вникали в сущность прорицаний.

Примечания

1.-4. Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972, с.19, 24.

2,8,10,13,14,23. Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977,

3. Ботвинник М.Н. и др. Мифолог. словарь. Изд. 5, М.,1994

5. Словарь античности / Под ред.Кузьмина.М.,1989.

6. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995, с.42.

7,.9,11,12,15. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб.,1995

16,17, 19-22. Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV веке до н.э. М.,1983.

18. Пельман Р. Очерк греческой истории... Спб, 1910

Hosted by uCoz