Зерцало учености

Екатерина Татаурова , 11-а класс

Научный руководитель Бокарев Б.В.

Стилевая характеристика произведений М.А.Демидова

Михаил Афанасьевич Демидов родился в Вятке в 1885 году. В Вятке Демидов вырос, и здесь раскрылся его талант живописца. Некоторое время он жил и учился в Казани, затем в Москве, где после окончания Московского университета живописи, ваяния и зодчества был награжден поездкой в Италию. Затем война, фронт. И в 1918 году Демидов возвращается в свою родную Вятку.

Уже в казанских ученических альбомах среди многочисленных набросков, где в основном шла работа над ракурсами, объемами, мимикой и жестами встречается композиция с изображением распростертых на земле фигур убитых («Накануне манифеста»). В это же время у Демидова появляется рисунок «За хлебом», изображающий надвигающуюся толпу изможденных крестьян. С явной симпатией к народной жизни созданы листы «Пейзаж с пахарем», «Молодой украинец», «Насмешка» и другие.

Казань в начале XX столетия была городом провинциальным, но несмотря на отдаленность от Москвы и Петербурга претендова ла на звание значительного культурного центра. В училище, судя по тому, какие мастера вышли из его стен, не было места академиз му. Наоборот, все новейшие живописные стили и методы, нашли отклик в работах молодых художников. Среди студентов училища назовем идеолога футуризма Д.Бурлюка….

Футуристической творческую манеру Михаила Демидова в Казани не назовешь. В тех небольших сохранившихся зарисовках явно просматривается социально-критический реализм передвиж ников, но и он порой обострен экспрессионистическим видением проблем стоящих перед Россией, наполнен той нетерпимостью, которая грозит вылиться в беспощадный бунт. Эти рисунки напоминают произведения русских: С.Иванова, А.Архипова, даже позднего И.Репина.

После Казани шесть лет учебы в Москве дали художнику возможность проявить свои способности в свободном поиске, в творческом владении стилевыми приемами. Его учителями были такие знаменитые мастера живописи как А.Васнецов, К.Коровин, В.Серов и др.

К сожалению, из московского периода жизни и учебы Демидова работ сохранилось очень мало, только портреты родственников.

Несмотря на то, что имя М.А.Демидова уже достаточно хорошо известно не только среди знатоков и любителей искусства Вятского края, но и в России, его творчество до сих пор фундаменталь но не исследовано. Все публикации, с которыми нам пришлось столкнуться, обращены к жизненному пути Демидова, краткой характеристике отдельных картин художника.

В статьях журнала «Смена» искусствовед Н.Мартынова отмечает стилевое разнообразие художника, рассказывает о творческой манере. Она стремится создать эмоциональный, поэтический образ, в котором герои картин художника оживают. Иной характер имеет другая статья Н.Мартыновой в альманахе «Художник». Она написана строже, в ней названо множество имен, событий, картин Демидова. Это разговор уже не с массовым читателем, а знатоком искусства. Это, пожалуй, первая попытка анализа творчества художника. Но в статьях Мартыновой не дается стилевая характеристика многоликого творчества мастера.

На первый взгляд может показаться, что Демидову так и не удалось сформировать свой собственный стиль, что художник только повторял манеру своих знаменитых современников: К.Петрова-Водкина, Б.Григорьева, русских сезаннистов, «бубнововалетов» и даже японца Утамаро.

Однако мы полностью согласны с мнением искусствоведа художественного музея имени братьев Васнецовых Л.Б.Горюновой. Каждая картина Демидова, - говорит она, - узнаваема, следовательно, он имеет собственное лицо. Действительно, мы не спутаем картины Демидова с полотнами его современников. А близость творческой манеры современников, похожесть продиктованы эпохой, характерными чертами господствующих в то время художественных стилей.

Мы поставили перед собой цели: обозначить стилевое разнообразие творчества М.Демидова, сделать попытку анализа работ художника, найти в них элементы заимствования и, что более важно, собственный авторский стиль.

Художника не оставляло равнодушным все многообразие громогласных заявлений модернизма. Он постигал психологизм воздействия на подсознание людей, оконтуренных цветовых пятен фовизма, отдал дань кубизму с его индустриально-конструктивным взглядом на человека, пережил увлечение динамической дисгармо нией футуризма, не остался равнодушным к символизму, но и реалистические традиции, характерные для России не были им утрачены.

М.Демидов «Автопортрет», 1924 год

Крупным планом представлено лицо интеллигентного, еще не старого человека. Пристальный взгляд, высокий лоб, утомленные глаза. Активная творческая деятельность модели передается через складки-выпуклости лба и щек (в манере Бориса Григорьева). Это характерные черты экспрессионизма, передающего эмоциональный внутренний строй героя произведения через материалистическую деформацию его черт лица и тела. У Демидова, в отличие от европейских живописцев нет гротеска, эпатажа, крика. Он не пытается пронзительностью своего портрета вызвать сильный эмоциональ ный отклик зрителя. Его взгляд не человека, исповедующегося, который пытается излить свою душу, рассказать о своих проблемах, невзгодах, печалях. Перед нами учитель, труженик, сформировав ший в Вятке целую плеяду живописцев, скромный, ненавязчивый человек. Демидов сумел «погасить» огонь экспрессионизма, направив его возможности на постижение образа чуткого, мирного, лирического, интимного.

«Девушка перед зеркалом»; 1927 г.

Залитая солнцем комната; и молодая женщина перед зеркалом словно соткана из его лучей, словно материализованная мысль и чувство художника. Демидов изображает женскую фигуру со спины, лицо ее отражается в зеркале. Живопись как плоскостной, двухмерный вид изобразительного искусства здесь частично приобретает возможности скульптурного обозрения объема - мы видим модель со спины и в фас в зеркальном отражении. Композиция предельно строга, сама модель серьезна. В этой новой действительно сти художник начинает говорить языком мощной цветовой пластики. В его живописи появляется не свойственное ранее жесткое гранение плоскости цветом, создающее фееричную игру живопис ной ткани.

«Портрет Л.Агалаковой»; 1923 год

Русские художники конца XIX века тяготели к землистым краскам. Обыденность жизни, социальная ее сторона, подавленность настрое ния, неяркость цветовой палитры пасмурных дней, столь характерных для нашей местности - все это нашло отражение в желто-коричневых тонах живописи передвижни ков. Но на этом кончается связь живописного произведе ния Демидова с прошлым.

Образ девушки, несколько оцепеневшей за продолжительнос тью сеанса позирования, отрешенный, пассивно воспринимающий. Чертам лица художник придает геометрическую сферическую форму, благодаря чему возникает некий абстрактный образ девушки вообще, с головой напоминающей шар, с взглядом в вечность. Этот сезанновский метод Демидов не доводит до чистоты стиля. Чувство неравнодушия, высокого чувства к любимому образу направляет руку живописца, и возникает образ девушки нежный, с мягкими чертами лица, с глубокими бездонными глазами. Таким образом, в этом портрете вновь ощущается диалог между художником и моделью, между художником и зрителем, между зрителем и девушкой.

«Портрет актрисы»; 1924 год

В начале XX века у художников вновь появляется интерес к теме и персонажам комедии масок венецианских карнавалов (Арлекину, Пьеро, Коломбине и так далее). Маска шутовского героя закрывала лицо актера и подчиняла его себе. Комедия масок уносила художника в XVI-XVIII века, в иллюзорный мир, в котором нет грязной действительности, а торжествует любовь и радость. К персонажам комедии масок обращались и В.Мейерхольд, и художники объединения «Мир искусства». Не избежал этого увлечения и Михаил Демидов.

Актриса на полотне художника в костюме Арлекина, куклы-марионетки. Кукла брошена на стул, в нелепой позе, в пестром костюме, и рассеянный взгляд ее неживых глаз обращен мимо зрителя. Создается впечатление, что с начала нового действия на сцене появятся настоящие актеры, которые позволят этой кукле превратиться в активного, насмешливого, задиристого персонажа комедии масок. А пока она оставлена без внимания.

Создавая эту работу, мне пришлось встретиться с известными трудностями и, в большей мере, с недостатком культурологических знаний, системой знаний. Поэтому данную исследовательскую работу следует рассматривать как начало исследовательского творческого пути. Интерес к этой теме позволит мне в дальнейшем глубже узнать и объяснить ее.

Библиография.

Мартынова Н. Ваш старый учитель. // «Художник» 1996, № 6

Мартынова Н. Михаил Демидов. // «Смена»

Репродукции живописных работ видных мастеров искусства.

Hosted by uCoz