Исследование вятской культуры

Екатерина Поскребышева , 10-а класс

Научный руководитель Н.В.Черных

Культовые сооружения И.А.Чарушина

Известный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин не обделен вниманием благодарных потомков.

В 1986 году вышел справочник «Памятники истории и культуры города Кирова». Имя архитектора Чарушина в этой книге встречается чаще других. Стилевое многообразие зданий этого архитектора невольно обращает на себя внимание. Это модерн (современное здание музыкального училища), это и псевдорусский стиль (Серафимовская церковь), неоклассицизм (здание банка) и неоготика (дом купца Булычева).

 

В 1989 году выходит книга Бориса Викторовича Зырина «Архитектор Чарушин». Она в какой-то степени удовлетворила интерес кировчан к жизни и творчеству архитектора Чарушина. Дополнительные сведения по биографии Ивана Аполлоновича были напечатаны и в пятом томе Энциклопедии Земли Вятской в 1995 году.

Изучая данные жизненного и творческого пути И.А.Чарушина, я, в первую очередь, обратила внимание на то, что судьба его многих интереснейших творений была трагична. Это, прежде всего, касается культовых построек. Проследить судьбу чарушинских храмов мне показалось важным и интересным, поскольку школа наша находится в районе, где стоит дом Ивана Аполлоновича. Недалеко находится и церковь Иоанна Предтечи, которую он перестраивал в 1898 году. Кроме того, в квартале от школы, на высоком берегу Вятки, находится место, где когда-то красовалась Федоровская или Романовская церковь, взорванная в начале 60-х годов.

Иван Аполлонович Чарушин принадлежал к обширному роду, оставившему заметный след в культурной жизни Вятского края.

Прадед и двоюродные братья деда занимались иконописью. Выдающимися способностями живописца обладал двоюродный дядя архитектора Дмитрий Яковлевич Чарушин. Он первый в истории вятской культуры окончил Академию художеств в Петербурге.

У самого Ивана Аполлоновича стремление к зодчеству проявилось еще в детстве, когда он вместе со сверстниками на реке летом строил из песка и речных раковин фантастические дворцы и целые города.

После окончания Вятского реального училища в 1883 году Иван Аполлонович подает заявление о приеме на архитектурный факультет в Академию художеств в Санкт-Петербурге, которую заканчивает в 1888 году.

По невыясненным причинам для отработки академических пособий Иван Аполлонович в 1890 году едет на о. Сахалин и только через четыре года возвращается в Вятку.

Одним из основных заказчиков строительного отделения губернии, куда отправили Чарушина, было епархиальное церковное управление. Оно-то и поручает молодому архитектору отделку интерьеров Успенского собора и Благовещенской церкви Трифонова монастыря.

Из всех намеченных работ осуществленной оказалась только переделка иконостаса. «Строгая статика конструкции была обогащена объемными царскими вратами, трехлопастными завершениями киотов килевидными кокошниками»*

Другая работа Ивана Аполлоновича в этом же 1894 году относилась к благоустройству участка Александро-Невского собора архитектора Витберга. Около храма предстояло разбить сквер и обнести его металлической оградой. Чарушин дал эскиз решетки и четырех ворот с калитками, расположенных против каждого из фасадов собора. В рисунок ворот и калиток были вкомпонованы гербы Вятской губернии и уездов.

Эта работа, вместе с соборным иконостасом, показала, что в городе появился талантливый архитектор. Чарушин приобрел популярность, на него посыпались заказы. С этого времени началась служебная и творческая карьера Чарушина в Вятке. Он проектирует огромный Михайло-Архангельский кафедральный собор для города Сарапула, построенный, однако, на территории Ижевского завода.

Михайло-Архангельский собор, поставленный на самой высокой точке холмистого рельефа, сам по себе имевший высоту около 65 метров, фактически царил над городом. По внешним формам он чрезвычайно напоминал Московский Покровский собор.

Соборы имели общие размеры и одну композицию. Однако сооружение Чарушина было более распластанным и обедненным, а детали внешней отделки выглядели измельченно и монотонно. Тем не менее Михайло-Архангельский собор Ижевска _ это первая крупная работа вятского архитектора, ставшая известной за пределами губернии. Этот проект был опубликован в популярном тогда издании «Архитектурная энциклопедия XIX века».

Собор строился 10 лет и был закончен только в 1907 году. Ему предстояло быть украшением Ижевска только 30 лет, в 1937 году его разобрали.

Другой, не менее характерной постройкой Чарушина середины 90-х годов явилась реконструкция и расширение здания женской гимназии в Вятке с пристройкой к нему церкви.

Фасады домовой церкви представляли собой смесь архитектур ных деталей барокко с византийскими элементами и элементами рустовки классицизма.

Национальная же экзотика продолжает увлекать Чарушина, и это проявилось в иконостасной композиции церкви, которая представляла собой произвольные вариации на темы «московского узорочья». По мнению искусствоведа И.Беровой, в отличие от работ других архитек торов «русский стиль» чарушинских иконостасов предполагал «наличие хорошо читающегося поля».

Строительные работы по пристройке к зданию гимназии закончились в 1899 году. Тогда же Чарушин увеличил высоту главного нефа Вятской Иоанна Предтеченской церкви.

У специалистов нет единого мнения о характере пристроя.

Б.Зырин в своей книге высказывает мнение о том, что Чарушин «не особенно удачно решил здесь внешнюю архитектуру. Формы пристроя слабо вяжутся с сочной пластикой восьмерика холодной церкви".

В книге «Памятники истории и культуры города Кирова» Л.Безверховым дается прямо противоположная оценка. По мнению автора статьи, пристрой, наоборот, смягчает противоречие между декором холодной и теплой церкви. И таким образом, Ивану Аполлоновичу удалось снять дисгармонию частей общего облика городского храма.

Удачным получился проект епархиальной богадельни, постройка которой закончилась в 1900 году. (Сейчас это педколледж).

Здание было запроектировано Чарушиным симметричным. В деталях первого этажа преобладает рустовка классического типа. От верхних этажей веет духом древнерусской архитектуры.

К началу девятисотых годов относится постройка Серафимовс кой единоверческой церкви. Место, отведенное под строительство храма, было не очень удобным (узкая его территория оказалась зажата плотной городской застройкой). Кроме того, алтарь должен был выходить на красную линию по Успенской улице. Чарушин успешно вышел из трудного положения, создав оригинальную планировочную композицию.

В феврале 1919 года на заседании комитета по ликвидации церквей было составлено заключение, что Серафимовская церковь является «подходящей под школу», но это заключение вскоре изменили. После массовых закрытий и уничтожений церквей в конце 20-х _ начале 30-х годов Серафимовская церковь осталась единственной действующей церковью в городе Кирове. В годы Великой Отечественной войны ее на время закрыли, превратив в атеисти ческий музей, но очень скоро власти вынуждены были открыть ее для верующих. Более того, им пришлось смириться с работами по расширению храма.

В 1950 году подвал храма после строительных работ стал новым нижним приделом, посвященным преподобному Трифону, Вятскому чудотворцу и Блаженному Прокопию.

В 1980-е подвал расширили и освятили еще один придел в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи.

Только в 1992 году исполком Совета народных депутатов решил внести Серафимовскую церковь в число памятников архитектуры города Кирова. На решение властей не могло не повлиять давление со стороны специалистов, которые уже в 1986 году включили в справочник «Памятники истории и культуры города Кирова» чарушинскую церковь.

В статье, посвященной храму, искусствоведы не пожалели добрых и даже восторженных слов для характеристики художественного образа, созданного архитектором.

Результатом творческого осмысления национального архитектур ного языка «с привлечением в него современных строительных особенностей», стала Федоровская или Романская церковь, построенная Чарушиным в 1907 году на высоком берегу Вятки в начале Морозовской улицы.

Храм представлял собой оригинальную архитектурную компози цию о 13 главах вытянутой формы. Основной объем был увенчан высоким четырехгранным шатром, основание которого украшали наползаю щие один на другой стилизованные кокошники-закомары. Над входом возвышалась звонница, имевшая трехглавое завершение и такие же кокошники по сторонам. Вид храма вызывал разноречивые ассоциации с памятниками древнерусского зодчества.

Посаженная на самой бровке берегового склона, церковь великолепно смотрелась с противоположного берега реки, украшая своим силуэтом унылую панораму северной части набережной.

Храм взорвали осенью 1962 года в рамках государственной программы по ликвидации очагов «опиума для народа».

В восьмом номере «Епархиального Вятского вестника» за 1998 год Алексей Сухих, основываясь на официальных документах, рассказывает правду разрушения этой «удивительной красоты церкви», возведенной в связи с 300-летием дома Романовых и освещенной в честь Федоровской иконы Божьей Матери.

Храму удалось избежать разрушения в 1917 году, когда по декрету совнаркома в нашем городе, как и во всей стране, должны были убрать с площади и улиц памятники «в честь царей и их слуг».

Удалось отстоять храм и в 1930 году. Его спасло то, что здание было передано в ведение одной из воинских частей, которая занимала помещение до 1946 года.

Возвращенная верующим церковь служила им более полутора десятилетий.

Тучи стали сгущаться в 1962 году. Из Москвы пришло согласие на его закрытие. Местные же власти постарались стереть его с лица земли за одну ночь.

В 1917 году Ивану Аполлоновичу Чарушину исполнилось 55 лет. Он находился в рассвете творческих сил. И хотя в советском периоде биографии Ивана Аполлоновича нет фактов, подтверждающих конфликты архитектора с властью, разрушение собственного храма в Ижевске, взрывы замечательных памятников архитектуры, украшающих Вятку, не могло не оставить глубокую рану в сердце зодчего.

Он не мог не пытаться спасти сотворенных им зданий. И, может, быть в том, что чарушинские храмы в городе Кирове при жизни архитектора не были взорваны и работали, есть какая-то логика. Не остался Иван Аполлонович безучастным и к судьбе церквей в родном городе Орлове.

В книге Б.В.Зырина приведен интересный факт того, что архитектор перестраивал здание орловского храма под нужды учебного заведения. Однако автор не уточняет, был ли построен этот храм по проекту Чарушина и даже как он назывался.

История приспособлений и разрушений _ это горькая история. О ней не любили писать раньше, и о ней больно читать и узнавать сейчас.