Литературная Вятка

Марина Прокофьева, 10-а класс

Научный руководитель Н.В.Черных

Селенкина Мария

В тургеневском романе из новых людей – нигилистов - симпатию вызывает только один Базаров. Все остальные воспринимаются как сатирические образы.

Особую неприязнь вызывает образ женщины нового поколения Кукшиной. Ее неопрятность, развязность в поведении, желание выглядеть развитой и откровенная глупость невольно наталкивает на мысль о том, что передовые идеи не облагораживают, а уродуют молодую девушку.

Чтобы узнать насколько это мнение Тургенева соответствовало действительности, мы обратились к книге Е.Д.Петряева, в которой собрано много сведений о культурной и общественной жизни нашего города во второй половине XIX века. Изучая архивные документы, старые журналы, дневники людей, живших более 100 лет назад, он натолкнулся на имя Е.М.Селенкиной, которую смело можно назвать, да и называли вятской нигилисткой.

В начале 60-х годов прошлого столетия вятские обыватели много судачили о дочери мелкого чиновника Марии Мышкиной. Она коротко стригла волосы, открыто курила, демонстрируя презрение нравам серой обыденной провинциальной Вятки, и подчеркивала своим необычайным поведением, что она – Маша – другая, и что она выше этой среды.

Приехав в Вятку, Маша встречает известного нам, Виктора Васнецова, который становится ее хорошим другом. Они могли говорить по пять часов каждый день о доле человека, о его назначении, о новых идеях, направлениях, о положении женщины, о том, как ей быть независимой. И Маша решает заняться писательской деятельностью. Девушка уверена, что ей удастся стать писательницей. Мария Егоровна объясняет это тем, что много читала, у нее сложился прекрасный литературный язык.

Тайно через Виктора Васнецова она отправляет свои произведения редакторам известных московских изданий, и с нетерпением ждет появления собственных рассказов и повестей в печати.

В 1867 году выходит первый рассказ, опубликованный в "Женском вестнике" в № 3 под названием "Мирные сцены в мирном городе".

Несмотря на то, что Мария Егоровна втайне держала от многих занятия литературой, в Вятке все уже знали, что эта девушка – писательница.

В 1867 году Мария Егоровна решает выйти замуж за Александра Николаевича Селенкина. Друзья, в том числе и Васнецов, самым отчаянным образом восставали против ее замужества, говоря, что дело погибнет от такого брака; они даже предлагали "вырвать ее у родных; устроить на особой квартире, учить". Две причины заставили девушку не послушаться ее друзей: во-первых, ей хотелось быть материально независимой, а Селенкин служил в канцелярии губернатора и это давало возможность Марии Егоровне уйти с чужих половиц и жить очень безбедно. Второй и главной причиной был человек, которого можно было пожалеть. В своем дневнике наша героиня так объясняет причину своего выбора: "Ни в ком не найти столько преданности, уважения и самоотверженной любви".

Свадьба состоялась в октябре 1867 года. А через год у нее родился сын – Виктор.

Написанный еще до замужества рассказ "Сашенька Кропочева" появился в журнале "Дело" в 1869 году. В нем было много автобиографического. Героиня рассказа находит путь к общественной деятельности, она идет в деревню наставницей – учительницей.

Рассказ Селенкиной появился в тот момент, когда "Хождение в народ" еще только зрело в умах и еще не стало массовым явлением.

Первый гонорар – 84 рубля серебром. Это была по тем временам огромная сумма. Она заплатила все долги, и материальные дела семьи устроились. Возникла возможность съездить на отдых.

В 1872 году Селенкина подружилась с Василием Трощанским – политическим ссыльным. Это был красивый молодой человек, в него были влюблены все девушки Вятки. Тем не менее Василий Филиппович обращает свой взор на Марию Егоровну. В свое время В.Васнецов написал портрет, благодаря которому мы можем представить эту женщину. Красавицей ее нельзя назвать, но большие, глубокие, наполненные мыслью и чувством глаза говорят о внутреннем обаянии этой девушки. Несмотря на то, что Мария Егоровна также была влюблена в Трощанского, она не допускает мысли об измене мужу.

В 1873 году она знакомится с Некрасовым и просит о том, чтобы он разрешил ей высказаться на страницах журнала "Отечественные записки".

После опубликования серии статей в столичном журнале о назначении литературы в квартире Селенкиных был произведен обыск. Полиция обнаружила дневник Марии Егоровны, в котором содержались неугодные для властей факты. В итоге она была арестована за сочувствие революционным идеям и за знакомство с Трощанским.

Более года она провела в одиночном заключении. Ни книг, ни работы ей не давали. Ее томило отсутствие сведений о детях, но тем не менее Мария Егоровна не отчаивается и даже находит способ ободрить мужа. Из тюрьмы она ему пишет:

Не ходи, сердечный, милый,

Около тюрьмы,

И не слушай, как горюем

Да рыдаем мы.

Звуки скорби постоянной

Изведут тебя.

Тяжкой думой непрестанной

Не губи себя.

Жди, приду, не бойся – силы

Не изменят мне, -

Все такою же, друг милый,

Я вернусь к тебе.

В 1876 году она была освобождена. Но после освобождения не перестает писать.

В то время мужа увольняют. Пятеро детей остаются на ее попечении. Они окончательно расходятся с мужем.

Мария Егоровна живет на гонорары, занимается житьем, репетиторством. Семья влачит нищенское существование.

Нужда, постоянная борьба за существование не сломили вятскую нигилистку. Доказательством служит дневниковая запись, сделанная в 1905 году: "Кто ненавидит, тот живет, кто любит, тот живет счастливо, а кто бесцельно и лениво наклонной плоскостью бредет, тот ни у Бога, ни у черта, ни у людей в счет не идет".

Вероятно, облик Марии Егоровны вам показался несколько идеальным. Невольно встает вопрос, был ли у И.С.Тургенева повод говорить о девушках-нигилистках в отрицательном плане?

Знакомясь с воспоминаниями Марии Егоровны, я обратила невольно внимание на ее младшую сестру – Аню, которая в какой-то мере могла стать прототипом Кукшиной. Аню мы воспринимаем через воспоминания Апполинария Васнецова. Первая встреча вызывает у 14-летнего юноши резко негативное отношение: "Полубарышня, полумальчик и полуженщина". Поступив в Мариинскую женскую гимназию за казенный счет, Аня не стремится хорошей учебой оправдать надежды на нее своих благодетелей. Она пропускала занятия, ее выгнали. Вместо учебы работала помощницей аптекаря. Но дальше происходят еще более невероятные события. Вольное поведение Ани Мышкиной спровоцировало хозяина на неблаговидный поступок. Он делает попытку обесчестить девушку. По правилам тогдашней морали девушка побоялась бы огласки, но Аня делает все наоборот. Она подает в суд. Ссыльный Флорентий Павленков выступает в качестве адвоката и выигрывает процесс. В результате Аня Мышкина получает повышение по службе. Дерзкая, самоуверенная, бесстрашная, отрицающая все правила и моральные устои провинциального вятского общества Аня все же была человеком, способным внушить уважение, привязанность и даже любовь. По крайней мере, в воспоминаниях Апполинария Васнецова мы находим такое признание.

Итак, вятские нигилистки в лице Марии Егоровны и Анны Егоровны убеждают нас в том, что передовые взгляды круто меняли, но не уродовали облик русских девушек. Они сохранили в себе способность чувствовать боль окружающих, жертвовать собой ради народа. Они не утратили нежность, верность и глубину чувств.